И то и дело ружье висело на стене, ружье висело… (6)

Вячеслав Иванов
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: Repro

Вопрос, должна ли Эстония готовиться к войне, обсуждается в нашей республике перманентно, начиная с августа 1991 года. 

Временами острота дискуссии притупляется, но тогда обязательно находится кто-то (или что-то), добавляющий(-ее) огонька, и содержимое котелка снова булькает с требуемой оживленностью. Да вот, будьте любезны, – псевдодокументальный фильм о начале Третьей мировой войны, показанный недавно по каналу Би-би-си, и последовавший за ним отчет американского исследовательского центра RAND Corporation. Особый привкус этому перформансу придает тот факт, что в качестве причины ядерного конфликта рассматривается (пока гипотетически!) нападение России на Латвию. Трепещи, Эстония!..

Если часто кричать «волки!»

Особого трепета, впрочем, не наблюдается. Ситуация отчасти напоминает ту, что описана в притче для детей подросткового возраста, где некий юный пастух, прискучив обыденным течением своих служебных обязанностей, периодически проверяет боевую готовность односельчан криками «волки!». Односельчане в мобилизационном раже спешат на подмогу раз, другой, третий – но, убедившись, что на самом деле никаких волков нет, расходятся по домам, на чем свет стоит кляня пастуха за ложную тревогу. А когда волки действительно нападают на стадо, никто уже не верит истошным крикам парня, и серые хищники беспрепятственно творят свое черное дело.

По счастью, жители Эстонии уже изрядно подустали от разного рода страшилок и не шибко склонны реагировать на них всерьез. Хотя, конечно, не совсем уж без того… Но, как правило, раскручивают эту тему и стараются извлечь из нее хоть какой-то профит преимущественно сами масс-медиа (Би-би-си – не исключение), которым по определению требуется скандал для повышения их рейтинга смотрибельности, читабельности и слушабельности (прошу прощения за корявость терминов, но это из нынешнего «профессионального» жаргона). Несколько дежурных «экспертов» на подхвате помогают раздуть скандал.

Чем громче скандал, тем шире аудитория, тем выше рейтинг. Выше рейтинг – больше рекламы. А реклама – это прибыль. Ничего личного – бизнес!

В итоге, похоже, мы настолько отупели, что нас уже ничем не проймешь. Обожрались острого пополам с кровью, чем непрерывно кормит нас зомби-ящик  – и сам черт нам не брат! С одной стороны, у такого пофигизма есть свои плюсы: меньше берешь в голову – крепче спишь. Но с другой: а если действительно нападут волки?

Хочешь мира – готовься

А почему, собственно, «если»? Нападение не просто уже произошло, оно происходит постоянно. Третья мировая война давно идет. И не по сценарию Би-би-си, а в реальности.

Эта война не имеет явно выраженной линии фронта, и нет у нее тыла. НАТО бомбит Югославию. Войска США оккупируют суверенный Ирак. Арабская весна сметает неприятные нам, но легитимно избранные режимы стран Северной Африки. Норвежский унтершарфюрер Брейвик с садистской улыбкой разгуливает по острову Утёйа и расстреливает безоружных подростков. Операция «Принуждение к миру» отторгает от независимой Грузии южноосетинские территории.

В Донецке и Луганске местные братки пытаются на крови своих соотечественников сформировать легальный общак под кодовым названием «народные республики». Волна беженцев с Ближнего Востока и из Африки накрывает благополучную Европу, это цунами сопровождается терактами в Париже, разгулом насилия в Кельне и непрекращающимися попытками мигрантов штурмом прорваться в тоннель под Ла-Маншем. Вежливый эстонский школьник расстреливает нелюбимого учителя немецкого языка. Боевики ИГИЛ режут головы неверным перед телекамерами, выкладывая затем снятые кадры в соцсетях. Несчастную Сирию бомбят американцы и россияне, попутно обвиняя друг дружку в негуманном поведении, порождающем толпы беженцев. И так далее, и тому подобное…

Недавно свою лепту в дискуссию на тему «Должна ли Эстония готовиться к войне» внес канал ETV+ в передаче «Касается всех». Хотя о чем тут дискутировать? Еще древние римляне учили: хочешь мира – готовься к войне. Все участники передачи активно обсуждали вопрос, с кем (как вариант – против кого) предстоит воевать. Тогда как, на мой взгляд, самое важное сегодня – это определиться, за что воевать?

Единственным из присутствующих в студии, кто хоть как-то затронул этот аспект проблемы, был Андрей Вестеринен – человек, который не просто действительно воевал (хотя и не в Эстонии, а в Афганистане – в составе объединенных миротворческих сил западных стран), но и потерял в ходе боев ногу.

Он считает, что главная ответственность, лежащая на человеке, – это его ответственность за свою семью, за детей. И если над ними нависает угроза, его задача – в первую очередь обеспечить их безопасность, увезти их туда, где им ничто не будет угрожать. Дальше – действовать по обстоятельствам.

А где мне взять такое место?!

Признаться, для меня было неожиданностью услышать подобное от ветерана эстонских вооруженных сил. Но по-человечески лично мне именно такая позиция наиболее симпатична. Правда, в ней есть одно уязвимое место: а где сегодня найти такое безопасное место, в котором моим близким ничто не угрожало бы?

В начале 1990-х годов я брал интервью у тогдашнего министра обороны Юри Луйка и  спросил у него, так ли уж необходимо Эстонии иметь настоящую армию, солидный оборонный бюджет и все вытекающие из этого проблемы. Ведь в случае серьезного вооруженного конфликта наша республика вряд ли сможет оказать хоть сколько-нибудь значительное сопротивление, скажем, войскам той же (не дай, конечно, бог!) России. Что, кстати, подтверждают и военные эксперты из США, которые отводят силам обороны стран Балтии не более 60 часов до сдачи ими своих столиц.

На что министр мне ответил, что, согласно тогда еще лишь разрабатывавшейся военной доктрине ЭР, ее вооруженные силы предназначаются не только для ведения боевых действий в условиях реальной войны, но, главным образом, в мирное время – для оказания экстренной помощи населению при стихийных бедствиях или гуманитарных катастрофах.

Для таких целей, на мой взгляд, не жалко тратить на армию и больше двух процентов ВВП. Вот только стихийные бедствия и гуманитарные катастрофы в наших краях, к счастью, случаются не так уж часто. А если ружье все висит и висит на стене, начиная с первого акта, то… Ну, дальше вы сами знаете.

Комментарии (6)
Copy
Наверх