Социальная вожжа под хвост

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: SCANPIX

Эстонские меры по принуждению родителей к выплате алиментов – уже одни из самых строгих в Европе, но и этого некоторым кажется недостаточно. Так, министр юстиции Урмас Рейнсалу заявил о рассматриваемой возможности запретить должникам по алиментам выезд за границу, разрешить судебным исполнителям просматривать их банковские счета и, если возникнут подозрения, что должник получает зарплату в конверте, предположить размер реальной зарплаты и в счет покрытия долга взыскать ее с работодателя.

Возможно, матери и отцы-одиночки на этом месте захлопали в ладоши, однако здесь есть и несколько весьма сомнительных моментов. Для того чтобы лишать человека свободы передвижения и нарушать банковскую тайну, должны быть очень веские основания. И, на мой взгляд, долгов по алиментам для этого недостаточно. Также не приводит в восторг увеличение полномочий судебных исполнителей, которые крайне редко стремятся вникнуть в причины возникновения долга и учесть жизненные обстоятельства должника. Смущает тот факт, что долги по алиментам теоретически можно востребовать с родителей нерадивого плательщика (прецеденты бывали, хоть и редко). И какие ограничения могут быть применены к ним – тоже не очень понятно.

Наконец, не существует эффективной системы контроля над использованием алиментов по назначению. Кто проверяет чеки у родителей-одиночек и кто поручится за то, что расходы на одежду, питание, кружки по интересам, а также общее культурное развитие ребенка действительно осуществляются? Что родитель-одиночка не тратит эти деньги по своему усмотрению (которое не всегда наилучшим образом отвечает потребностям ребенка)?

Еще один странный момент касается тех пар, где право опеки над ребенком есть только у одного родителя. Как ни странно, но отец ребенка может не иметь такого права (если так было решено при регистрации ребенка или родитель был лишен прав в дальнейшем), однако это не освобождает его от обязанности платить алименты. Почему обязанность не подразумевает прав – непонятно. Довольно дико и положение, позволяющее требовать материального содержания от родителя вплоть до 21 года, если дитятко получает высшее образование. Ничего, что к тому моменту дитя может и само стать родителем, и даже не раз. И что высшее образование у нас все-таки не обязательное, тоже ничего.

Словом, спорных моментов, связанных с выплатой алиментов, слишком много, чтобы можно было ужесточать законы. Но, кажется, законодателям под хвост попала социальная вожжа, и это не тот случай, когда это можно приветствовать.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх