Зарплата как барьер и как драйвер (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрей Деменков
Андрей Деменков Фото: Из личного архива

Я уже упоминал о том, что эстонская экономика уперлась в барьер относительно высокой средней зарплаты, из-за которой все меньше интересует тех, кто ищет дешевую рабочую силу. Однако зарубежный опыт показывает, что при грамотном подходе проблему можно превратить в стимул.

В большинстве стран зарплаты наемных работников служат отражением экономических реалий. В большей или меньшей степени. Как правило, заработки движутся за ростом ВВП. И там, где экономическое развитие замедляется, зарплаты повышаются очень медленно.

Португальское топтание

Показательным примером такой ситуации может служить Португалия. После относительно успешного развития в 1970-1980-е, страна исчерпала ресурс дешевой рабочей силы и в начале 1990-х угодила в классическую ловушку среднего дохода, которая затормозила экономический рост. Люди стали получать уже слишком много, чтобы продолжали расти легкая и пищевая промышленности – основа португальской экономики.

А для развития высоких технологий нужны массированные инвестиции, но на их пути стоят высокие местные налоги, недостаток кадров высокой квалификации и некоторые другие проблемы. Лишь в последние годы в Португалии наблюдается оживление экономического роста, связанное с развитием секторов с высокой добавленной стоимостью.

Пример для нас примечателен тем, что Эстония как раз приблизилась по уровню развития к Португалии и после многих лет настоящего взлета экономика резко притормозила в своем развитии, угодив точно в такую же ловушку высокой средней зарплаты. К счастью, есть у нас и пара очень важных отличий: местная рабочая сила обладает более высокой квалификацией и охотнее воспринимает компьютерные технологии, а налоговая нагрузка на экономику намного ниже, поскольку государству не приходится обслуживать большой госдолг, как это делает Португалия.

Греческий пузырь

Португальцы опутали себя долгами, не желая с замедлением экономики останавливать рост благосостояния, но ярче эта проблема проявляется в Греции, которая уже семь лет переживает настоящую экономическую драму. И оказалась она в своем незавидном положении в значительной степени потому, что пыталась стимулировать экономику с помощью роста зарплат.

Если в Португалии зарплаты примерно соответствуют уровню ее развития, то в Греции накануне краха они были чуть ли не на уровне Германии с ее мощной высокоразвитой экономикой. Греческие профсоюзы госсектора всегда были чрезвычайно сильны и систематически выбивали из правительства скачкообразное улучшение условий труда. Зарплаты и всяческие доплаты (даже за выход на работу без опозданий) становились предметом основательного торга, в котором правительства, не желая разочаровывать избирателей, раз за разом уступали настырности оппонентов. К тому же считалось, что быстрое повышение зарплат и пособий будет стимулировать экономику через рост потребления.

На деле страна, влезая в непомерные долги, раздула госсектор, зарплаты в котором стали куда выше, чем в частном бизнесе. Рабочая сила и местное сырье потеряли ценовую привлекательность, инвестиции в экономику упали. Внутренние цены взмыли до небес из-за наплыва легких денег, ставший дешевым импорт вытеснил подорожавшие местные товары. В итоге государство с десятимиллионным населением не имеет сколь-нибудь заметных в Европе брендов и переживает мучительный процесс адаптации к жестокой реальности, которая безжалостно объясняет, что греки не заслуживают немецких зарплат.

Сингапурский стимулятор

Впрочем, пример Греции вовсе не исключает возможности стимулирования экономики через рост зарплат. Просто подход нужен иной. Эстонии мог бы очень пригодиться весьма успешный опыт Сингапура.

Формально там нет официально установленной минимальной зарплаты, но правительство рекомендует компаниям платить работникам не ниже определенного уровня, который постоянно повышается. Рекомендации руководства в Сингапуре не принято игнорировать, поэтому предприниматели им следуют и, чтобы выживать, вынуждены постоянно интенсифицировать свой бизнес.

Поскольку рекомендации хорошо продуманы и рост минималки не превышает возможности экономики, Сингапур успешно развивается, все еще гордо нося давно заслуженное прозвище «азиатский тигр». А швейные цеха и обувные фабрики там вытеснены заводами по производству электроники и прочих высокотехнологичных товаров, где стоимость рабочей силы не имеет существенного значения.

В Эстонии при уже относительно высокой средней зарплате минималка все еще сравнительно низкая (ниже португальской примерно на треть), так что у нас есть хорошее пространство для маневра. Сейчас было бы недальновидно пойти на поводу у части предпринимателей, которые не желают отказываться от привычных приемов и уповают на приезд дешевой рабочей силы, включая наводнивших ЕС беженцев.

Комментарии (1)
Copy
Наверх