Куда пропали дешевые лекарства, можно ли их привезти из-за границы или заказать по почте (2)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Таблетки. Снимок иилюстративный.
Таблетки. Снимок иилюстративный. Фото: Corbis / Scanpix

Когда кто-то из друзей собирается в Россию, я, как правило, прошу привезти не конфет, а лекарств. Например, лекарства от отита или конъюнктивита – у нас все это по рецепту, а детей, как правило, накрывает в ночь на выходные. Еще обязательно блокирующий приступы кашля сироп – у нас такого в продаже нет; обезболивающие при мигрени – опять же, у нас по рецепту и в разы дороже, пишет журналист «МК-Эстонии».

То, как внезапны детские болячки, наверняка знают многие. Как и то, каким ошеломляющим по бессмысленности эффектом обладают, например, отпускаемые без рецепта в любой аптеке капли от конъюнктивита. Именно благодаря им лечение во многих случаях заканчивается приемом антибиотиков, тогда как тем же грошовым альбуцидом, который у соседа продается за копейки, да еще и без рецепта, прекрасно можно подавить эту заразу в зародыше. Но у нас ни-ни.

«Очень хотелось бы узнать – почему из аптек пропали лекарства, проверенные временем, вместо них новые, которые гораздо дороже и менее эффективны, – задается вопросом читатель нашей газеты, написавший в редакцию. – Несколько лет назад запретили продажу очень действенного лекарства Mundisal для лечения кровоточащих дёсен, оставили в продаже гель Kamistad, который далеко не так эффективен. Еще и дороже».

По его словам, для того, чтобы избавиться от фурункула в носу, пришлось лично замешивать жидкость Бурова – у нас ее в продаже нет, а предложенная мазь стоила намного дороже простого раствора, плюс не дала никакого эффекта. Пришлось идти в интернет, искать рецепт, добывать составляющие и колдовать на кухне.

«В аптеке нет цитрамона, пенталгина, анальгина, а я мигреник, – рассказывает Елена. – Привыкла к этим препаратам, и мне кажется, что новомодные не действуют так эффективно. Ну и неприятно, что у нас все намного дороже, чем в России, логику местного ценообразования я вообще не могу постичь».

Игра без правил

Этот вопрос терзает население, кажется, уже четверть века, с того момента, как Эстония отделилась от СССР и начала шагать в Европу. С прилавков действительно время от времени исчезают знакомые препараты, на их место приходят новые. Плохо и то, что некоторые, достаточно безобидные вещи перевели в отдел рецептурных препаратов… И логика чиновников действительно подчас непонятна.

«Для того чтобы продавать какие-либо лекарства в Эстонии, нужно разрешение на продажу, – комментирует Маргит Плаксо, руководитель отдела разрешений на торговлю Департамента лекарств. – Производитель препарата представляет соответствующее заявление нам и получает разрешение лишь в том случае, когда эффективность, безопасность и качество лекарства получают подтверждение. Тогда это лекарство заносят в регистр лекарственных препаратов».

Регистр обновляется не реже раза в месяц. И для того, чтобы лекарство разрешили к продаже, нужно пройти ряд строгих согласований. В России эти требования сильно разнятся с европейскими, поэтому множество препаратов из РФ вы на территории ЕС просто не встретите. И дело не всегда в том, что Европа пытается заблокировать на своем рынке сегмент дешевых российских препаратов. (Лично мне до сих пор непонятно, почему нитроглицерин в России стоит 56  рублей, а в Эстонии уже 6 евро, зато не из России.) А в том, что некоторые из лекарств восточного соседа, по мнению медиков, не соответствуют заявленной эффективности. Хотя о ряде дешевых и качественных лекарств почему-то умалчивают.  

Что же касается внесения препарата в разрешенные для ручной продажи лекарства, то здесь все чуть сложнее. По словам Плаксо, такое средство должно быть достаточно безопасным, кроме того, необходимость его использования должен распознавать сам пациент или аптекарь. Например, если речь идет о симптомах простуды: насморк, температура, кашель или боли.

В большинстве других случаев больных, видимо, принимают за слабоумных. Помнится народное ликование, когда наконец-то из рецептурных препаратов антигрибковый крем «Клотримазол» перевели в отдел обычных препаратов. Сдается, что тогда восстали сами медики, устав выписывать пачки рецептов на элементарные лекарства. Сложно представить, что народ творил с «Клотримзолом», раз его занесли в рецепты. Но, видимо, то, что народ вытворяет с альбуцидом, еще ужаснее, раз до сих пор в свободной продаже нет средства эффективнее ромашки. А им конъюнктивит не прихлопнешь.

Лекарства живут и умирают

Несмотря на народную память, многие из тех лекарств, которые были в продаже во времена СССР, уже давным-давно забыты специалистами. Большая часть препаратов тех времен была достаточно опасной для здоровья, а некоторые просто устарели, им на смену пришли новые. Так, например, на смену любимому многими бромгексину давным-давно пришел куда более эффективный ACC. Но мы привыкли к сиропу и не доверяем шипучке.

«Медицина развивается, некоторые препараты заменяют более качественными и безопасными, некоторые лекарства производители больше не изготавливают и по экономическим причинам, – поясняет Маргит Плаксо.

Читайте статью целиком на mke.ee.

Комментарии (2)
Copy
Наверх