У преступников, избивших мужчину до полусмерти, было тяжелое детство (3)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Маргус Лаас в Тартуском суде.
Маргус Лаас в Тартуском суде. Фото: Kristjan Teedema

Рецидивисты, избившие в пятницу вечером в Тарту мужчину на глазах у его ребенка, когда-то сами были такими же маленькими мальчиками, как и этот трехлетка, но их детство было другим.

23-летний Андриас Лийват рос в самой многодетной семье Йыгевамаа, уездная газета Vooremaa даже опубликовала в 2004 году статью об этой семье, в которой на тот момент было 11 детей. Старшая дочь с грамотой окончила основную школу Пала и пошла учиться в гимназию, мать семейства сообщала, что со всем справляется. Семья держала коров, кур, кроликов, свиней.

Шла в статье речь и об Андриасе, которому тогда было 11 лет и которого как будто очень интересовала техника. Когда в доме или у соседей ремонтировали машины, Андриас всегда был рядом. Но красивый фасад спустя всего пару лет полностью обрушился. Отец семейства в 2006 году был осужден за изнасилование падчерицы и освободился лишь в позапрошлом году. Ранее отчим Андриаса имел три уголовных судимости – в 1985 и 1991 годах.

Postimees удалось побеседовать с хорошо знавшим семью человеком, по мнению которого детство испортило Андриасу всю жизнь. «Этот мальчик родился в нашей комнате – они были нашими соседями, наши квартиры находились напротив, - как-то ночью в дверь постучалась мать Андриаса и сообщила, что рожает», - вспоминает женщина. Странным образом они оказались соседями и после того, как собеседница Postimees переехала из квартиры в деревню Тагумаа, а дом напротив купила семья Андриаса.

Соседка вспоминает, что тогда в семье не было алкоголиков, хулиганов или воров, все были трудягами. “Летом вся семья отправлялась за грибами и таким образом подрабатывала, - рассказывает она. – В какой-то момент у хозяйки и хозяина начались проблемы в отношениях – три старших дочери не были родными для мужчины”.

Вскоре одна из падчериц обвинила отчима в изнасиловании, хотя соседка до сих пор в этом сомневается. Судебный приговор в любом случае отправил мужчину за решетку на долгие годы. К настоящему времени неоднократно имела проблемы с законом и та самая падчерица.

Пестрая жизнь

После того как отец сел, жизнь Лийватов пошла под откос, волость сочла за лучшее отправить несовершеннолетних детей куда-нибудь подальше, в том числе в детдом – Андриас попал в Пярнуский детский дом. “У матери были свои отношения”, - рассказывает бывшая соседка. Часть детей осталась на попечении бабушки по отцу, и из них, по словам соседки, выросли приличные люди. Большинство детей Лийватов преуспевают в жизни.

В 2008 году тартуский уездный судя дал разрешение перевести тогда 15-летнего мальчика в Тапаскую спецшколу. “Андриас Лийват поступил учиться в основную школу на улице Кунинга в Пярну <…> в 6-й класс, по упрощенной программе <…> В школе Андриас отличался нестабильным и непредсказуемым поведением, проявлял эмоциональную и физическую агрессию по отношению к младшим школьникам. Психиатр диагнстировал у Андриаса поведенческое расстройство, которое не лечится, но меняется в ходе воспитания, - писал судья. - С 4-й четверти 2007/2008 учебного года Андриас не появлялся в школе и в детдоме. Предположительно он связался с компанией асоциалов. Ляэнеская префектура полиции привлекала Андриаса за употребление алкоголя и кражу”.

Между Андриасом и соседкой с ее детьми еще до отправки в детдом возникла эмоциональная связь. “В последний раз он был у нас в гостях на Рождество вместе со своей девушкой, - рассказывает женщина. – Он принес нам свечку и открытку. Он, конечно, хулиган, но умеет уважать людей, которые стояли за него”.

По мнению бывшей соседки, за Андриасом не присматривали как надо. Первые трое детей у матери были от другого мужчины, а те, что родились после Андриаса, были от хозяина семейства. “Андриас родился от кого-то третьего, - поясняет бывшая соседка. – О любви он никогда не слышал. Он был слегка двинутый мальчик.  У него было тяжелое детство – легкого в нем точно ничего не было. Он мог обжечь себе руку, порезаться или сделать что-то еще. Я часто видела, как он плачет, хотя он пытался прятать слезы – т.е. ему было больно и плохо на душе. По сравнению с другими детьми Андриас был заброшен – иногда мне казалось, что он не был нужен ни матери, ни отчиму”.

Когда Андриаса били, по мнению соседки, его избивали, как животное. “Он и тогда восставал на родителей – когда его били, он все больше смеялся. В какой-то момент что-то у него сдвинулось. После отправки в детдом бывшая соседка добилась, чтобы он мог бывать у нее по выходным. “Он был в пярнуском детдоме, было предусмотрено, что он раз в месяц может ездить домой, но мы сделали так, что он смог приезжать на каждые выходные. Мы сами оплачивали ему поездки”.

Это длилось около года, но Андриас начал подворовывать у своих доброжелателей несмотря на то, что они давали ему деньги. “Мы обнаружили, что он нюхает клей за сараем, - рассказала женщина. – В нем есть хорошая сторона и добросердечие, но с другой стороны – есть животная сторона, которую я абсолютно не понимаю. Его ведь так много мучили».

По словам женщины, в последний раз они говорили с Андриасом о том, что тот мог бы вести другую жизнь. “Он сказал, что все для этого сделает. Приехал на какой-то машине, и мы спросили, есть ли у него права. Я так поняла, что прав у него не было, - рассказывает женщина. – Наверное, дороги назад для него уже нет”.

Низкая самооценка

Второй мужчина, избивший прохожего, Маргус Лаас вступил на преступный путь еще в 14 лет. Вчера Лаас заявил суду, что у него никогда не было семьи. Ранее суд дал молодому мужчине красноречивую характеристику.

“Факторами, способствующими преступлениям, являются негативное отношение к обществу и представителям власти, отсутствие семейной поддержки и материальные трудности, -  отметили в тюрьме. – На свободе у заключенного нет места жительства. Также у него нет места и опыта работы. Близкие не станут поддерживать его при освобождении, в его круг общения входят лица с уголовным прошлым. Человек совершал преступления, находясь в состоянии алкогольного опьянения. <…> У него диагностирована зависимость от конопли, на свободе он регулярно употреблял амфетамин и получил передозировку. Имущественные преступления совершал для удовлетворения зависимости. На лечение не согласился”.

Адвокат Лааса заявил на суде, что у того было тяжелое детство. С матерью, братом и бабушкой у него разорваны отношения. Кроме того, в судебных материалах можно вычитать, что Маргус Лаас испытывал трудности с адаптацией и контролем над эмоциями. В тюрьме он намеренно наносил себе телесные повреждения. И еще: “Риск совершения нового преступления в случае заключенного состоит в неумении решать проблемы и низкой самооценке”.

По мнению специалистов, вероятность совершения Лаасом нового насильственного преступления составляла 82%.

Комментарии (3)
Copy
Наверх