Победа или затишье перед бурей?

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Литовских телефонных мошенников пытаются победить информированием граждан. И побеждают!
Литовских телефонных мошенников пытаются победить информированием граждан. И побеждают! Фото: Яанус Ленсмент

За последние полгода полиция не зарегистрировала ни одной новой жертвы литовских телефонных мошенников.

Литовские мошенники, обзванивающие русскоязычных пожилых людей и выманивающие у них деньги, которые нужны, чтобы якобы помочь попавшему в беду сыну или внуку, скоро отметят десятилетие своей деятельности. Но, по словам руководителя службы тяжких преступлений Пыхьяской префектуры Рогера Кумма, появилась надежда на то, что жулики оставят нас в покое: «В Латвии новых жертв нет уже около года, к нам последний сигнал о подобном звонке поступил в минувшем декабре, однако случаев, когда люди отдавали бы свои деньги, не было около полугода. Очень хочется этот срок продлить, поэтому мы решили изменить тактику оповещения жителей».

И другие официальные лица

Сам Кумм занимается литовскими мошенниками с 2008 года, когда сообщения о том, что людей обманывают некие темные личности,  представляющиеся сотрудниками полиции, шли валом. «Тогда мы собрали вместе все истории вымогательств и выявили целевую группу преступников: пожилые люди, которые днем находятся дома, могут ответить на звонок настольного телефона и обязательно отреагируют на сообщение о том, что их родственник оказался в беде», – говорит сотрудник полиции.

Первым делом полиция попыталась донести до сведения общественности тот факт, что правоохранительные органы деньги не вымогают. Именно это должно стать первой мыслью у человека, которому звонят: «Правда, тогда мы сделали ошибку, начав распространять информацию через эстоноязычные средства массовой информации. Могу сказать точно, что за десять лет существования этой мошеннической схемы в Эстонии жертвой преступников не стал ни один человек, который владеет только эстонским языком».

По сегодняшним данным, схема обзванивания потенциальных жертв родилась в литовских тюрьмах: «Тогда у них были тюрьмы открытого типа, где заключенный не ограничен ни в перемещении, ни в возможности звонить. Вот заключенные и начали зарабатывать себе на жизнь: кто-то звонил в Эстонию или в Латвию с литовских номеров телефонов, рассказывал небылицы про попавшего в беду родственника, а пособники и курьеры на свободе забирали деньги, которые потом поступали на тюремные счета».

После первой информационной кампании, когда жителям страны сумели втолковать, что полицейский не будет звонить и просить денег, мошенникам пришлось несколько изменить легенду. Поэтому в последние годы нашим мамам-папам-бабушкам и дедушкам звонили «адвокаты», готовые за деньги решить проблему их младшего родственника, «врачи», согласные срочно сделать операцию, за которую нужно заплатить, и прочие «официальные лица».

Невеселая статистика

По правде говоря, активность литовцев впечатляет. В распоряжении Кумма  подробная статистика их деятельности на протяжении последних трех лет: за этот срок преступники получили от своих жертв около 300 тысяч евро. И это в ситуации, когда в Эстонии осталось не так уж много людей, которые не слышали бы о телефонных мерзавцах! В год они совершают около трех тысяч звонков, но полиция узнает примерно о трети из них: большинство гипотетических пострадавших сразу понимают, с кем имеют дело, и посылают наглецов куда подальше. А вот сообщить в полицию о случившемся не считают нужным…

Девяносто процентов обманутых – женщины: мужчины достаточно критично относятся к подобным требованиям, но у женщин, как правило, срабатывает материнский инстинкт. И самое страшное: около 80 процентов всех пострадавших – люди старше 70 лет, которые, когда преступник уже пойман, бывают даже не в состоянии опознать того, кто приходил к ним за деньгами.

Как мы уже сказали, среди пострадавших нет ни одного эстоноязычного жителя страны, литовцы работают только с русскими: «С эстонцами они просто не разговаривают, сразу прерывают звонок, и если русскоязычный человек вдруг переходит на эстонский, тоже дают отбой».

Знание русского языка – большая сила! В какой-то момент литовцы замахнулись и на Россию-матушку, где потенциальных жертв значительно больше. Но, как объясняет полицейский, достаточно быстро российское направление свернули… Нет, не по причине санкций: курьерам нужны визы, что здорово ограничивало их мобильность. При этом вербовать курьеров из числа жителей России, Латвии и Эстонии преступники вроде бы даже не пытались: на это у них наверняка есть свои резоны. Звонят всегда с территории Литвы и только в тот регион страны или район города, где в это время находится курьер.

А вообще, как говорит Кумм, это трансграничная преступная схема: «Организаторы преступного бизнеса понимают, что находясь за пределами страны, в которой происходит стрижка купонов, они во многом остаются недосягаемыми для правоохранительных органов. Законы и соглашения ограничивают нас в действиях».

С одной стороны, литовская полиция преступникам ничего предъявить не может, поскольку, звоня в Эстонию, они не наносят ущерба своей стране. А с другой, для того чтобы полицейские начали помогать своим зарубежным коллегам, нужно соблюсти множество формальностей.

За это дело им добавили срока

И все же сотрудничество есть, как есть и результат. Только за последние три года нашим полицейским удалось вычислить, задержать и отдать под суд 44 жителя Литвы, 42 из которых являются литовскими гражданами, а двое имеют другое гражданство.

В прошлом году Ляэнеская префектура в ходе совместной операции с коллегами разоблачила целую банду, состоявшую из 16 человек. Причем удалось добраться не только до курьеров, которых, кстати, бывало задерживали с поличным, но и до посредников, близких к непосредственным главарям. Все они были переданы Эстонии (последний прибыл в январе этого года) и получили внушительные сроки. «Как правило, ранее пойманные телефонные мошенники не наказывались так строго, как хотелось бы: срок заключения многих ограничивался лишь тем временем, которое они провели за решеткой в период следствия, а потом их высылали из страны с запретом въезжать на территорию Эстонии. В последнем случае к более серьезному наказанию привела вторая статья, а именно – принадлежность к преступному сообществу, существование которого нам удалось доказать».

На счету этой банды как минимум 35 успешно завершенных мошенничеств,  то есть 35 стариков и старушек лишились своих денег. Жаль, что закон не учитывает тот моральный вред, который наносится пожилому человеку, когда сначала он слышит, что его отпрыску грозит опасность, потом отдает последние деньги, а в итоге узнает, что его обманули.

Говорить и снова говорить

По словам Кумма, большую роль в сокращении количества жертв сыграло обращение полиции к общественности. В течение нескольких лет СМИ получают информацию о новых происках мошенников, которые постоянно сопровождаются призывами к пенсионерам (не верить) и их более молодым родственникам (провести со стариками разъяснительную беседу). И все же информация доходит до людей очень медленно.

«Как я уже сказал, сначала мы мало обращались в русскоязычные СМИ, потом поняли, что это ошибка. Затем стало ясно, как непросто достучаться до молодых людей, поскольку многие из них и газет не читают, и телевизор не смотрят, а новостями не интересуются даже в Интернете. Конечно, после ряда кампаний оповещения количество сообщений о звонках сократилось вдвое – с тысячи до пятисот, но эти пятьсот остаются и с ними тоже нужно работать», – объясняет Кумм.

Как? Полиция напечатала плакаты, календари и буклеты. Истории, которые в них рассказаны, – отнюдь не вымысел, есть и подробная инструкция, как действовать, если вам позвонили мошенники. Однако разбрасывать эти буклеты по почтовым ящикам нет никакого смысла. «С календарями все ясно, их используют по назначению, и они целый год будут находиться перед глазами, – говорит Кумм. – А буклеты мы решили отдавать из рук в руки. Наши сотрудники ходят на различные мероприятия, где собираются пожилые люди, вручают им брошюры, стараются каждому объяснить схему мошенничества и ответить на вопросы. Такая тактика должна сработать, необходимо оповестить всех.

Я хочу сказать всем, кто находится в группе риска, и их близким: запомните, проблемы, о которых говорят мошенники, нельзя решить за минуту, отдав кому-то деньги. Если речь идет об операции, то в Эстонии выставляют счет, который нужно оплатить уже после ее проведения. Если к вам пришел якобы адвокат, то он не сможет замять дело через полчаса после получения денег. Все требует времени, которое есть и у вас: на то, чтобы выяснить, соответствует ли сообщенная вам информация истине».

И вот еще что. Да, последний звонок литовских мошенников в Эстонию был зафиксирован в декабре прошлого года в Ида-Вирумаа. Последняя жертва отдала свои деньги полгода назад. Можно предположить, что нас решили оставить в покое, но расслабляться нельзя. Мошенники могут слегка изменить старую схему, а на смену пойманным преступникам приходят новые. Положить конец этому мы можем только сами: и молодые, и пожилые. Если первые начнут заботиться о своих родителях и почаще с ними общаться, а вторые – если не будут доверять звонкам от неизвестных. 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх