Не сыром единым? (5)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Елена Поверина, Мария Юферева, Сергей Метлев
Елена Поверина, Мария Юферева, Сергей Метлев Фото: Kuvatõmmis videost
  • В студии Postimees встретились Мария Юферева и Сергей Метлев
  • Тема дискуссии: нужно ли развивать связи с Россией на фоне негативной риторики?
  • Юферева: экспорт непереработанного молока в Россию упал на 40%
  • Метлев: мы не должны из-за сыра и колбасок отказываться от своих ценностей!

«Мы не должны становиться мягкотелыми, опасаясь, что сегодня не сможем продать в Россию еще две тонны сыра!» – призвал в дискуссии о перспективах развития отношений с восточным соседом член Представительского собрания Свободной партии Сергей Метлев.

«На самом деле это не две тонны сыра! Экспорт непереработанного молока в Россию упал на сорок процентов. Речь идет о 58 тоннах молока и молочной продукции», – парировала старейшина Ласнамяэ Мария Юферева, недавно посетившая Москву вместе с лидером центристов Эдгаром Сависааром.

Точки несоприкосновения

Визит эстонских политиков в столицу России вызвал широкий резонанс в наших СМИ. Официальные отношения с Москвой сошли на нет, но не для главы Центристской партии. Нужно ли развивать связи с Россией на фоне негативной риторики? Этот вопрос в студии Postimees и обсуждали Мария Юферева и Сергей Метлев.

Оба согласились с тем, что сотрудничество в сфере культуры и туризма надо приветствовать, но в остальном их позиции разошлись. Диаметральным образом – в оценке действий Сависаара. Мария Юферева: «На данный момент только один человек – Эдгар Сависаар – является гарантом поддержания нормальных отношений с Россией». Сергей Метлев: «Главная задача Эдгара Сависаара – отстраненного мэра Таллинна – не сесть в тюрьму!»

В целом разговор не переходил на личности. «Россию, так же, как США или Китай, нельзя отменить или игнорировать как партнера, несмотря на то, что отношения сейчас напряженные, – отметила Юферева. – Рано или поздно все конфликты прекратятся, и придется выстраивать отношения. Лучше начинать не с нуля, а с наработанной ранее базы».  

«Нужно было очень постараться, чтобы 27 стран Евросоюза ввели санкции против России и постоянно их продлевали, – заявил Метлев. – Отношения действительно очень плохие, но это не беспочвенно. Мы понимаем, что война на Украине не могла бы состояться без прямой поддержки сепаратистов российской армией. Крым не мог бы перейти в состав России без силовой акции. Это серьезные темы, вне контекста которых невозможно вообще рассматривать отношения с официальной Москвой».

На стандартный набор аргументов в духе «Путин, Кремль, ключевые каналы России, ущемленная оппозиция» последовал ответ: «Не стоит преувеличивать страх отсутствия политической конкуренции. В России есть несистемная оппозиция в виде Навального, но, как показала практика, большого успеха эта политика не имела». Юферева подчеркнула, что если постоянно концентрироваться на негативных моментах, присутствующих в России, в том числе – в управлении страной, то невозможно будет сдвинуться с мертвой точки.

Игра в санкции

«Уж не хотите ли вы отменить санкции?» – поинтересовался Метлев. «Я не отношусь к тем, кто радуется, что у соседа корова сдохла. Просто смотрю, как российские контрсанкции повлияли на эстонский экспорт, и цифры меня ужасают», – ответила Юферева, подкрепив слова статистическими данными.

«Санкции в основном направлены против ключевых бизнесменов, связанных с окружением Путина, – продолжил спор Метлев. – Они относятся к технологической сфере, разным областям промышленности, чтобы надавить на тех людей, которые отвечают за происходящее в Украине. Эти люди зарабатывают деньги на коррупции».

В ответные же российские санкции он не верит, утверждая, что какие-то две тонны сыра совершенно не важны для эстонских экспортеров: «Мы не должны из-за сыра и колбасок отказываться от своих ценностей!»

Вряд ли эстонские бизнесмены взялись бы судить столь категорично. Как справедливо заметила Юферева, сейчас эстонским молочным производителям, чтобы выжить, приходится запускать кампанию «Aus piim» («Честное молоко») по искусственному завышению цен на молочную продукцию.

Но Метлев настаивал, что российский рынок для Эстонии неважен из-за своей нестабильности: «Глупо утверждать, что санкции все подорвали в эстонской экономике. Эстонскую кильку за 25 лет независимости запрещали много раз. Сыр тоже запрещали. О чем говорить, если в один прекрасный момент руководитель Ветеринарно-пищевого департамента приходит и заявляет, что наша килька не соответствует российским нормам? Хотя она отвечает самым высоким европейским стандартам».

Дело принципа

По мнению Метлева, нужно прекратить всякое экономическое сотрудничество со страной, ответственной за войну в Европе. Но пока Эстония пытается быть принципиальнее всех, наши соседи получают выгоду от сотрудничества с Россией: грузопотоки латвийских портов растут, а финский президент ведет переговоры об увеличении поставок российских энергоносителей. Юферева назвала некоторые цифры: «Если в прошлом году через ЛЖД было перевалено 55 млн тонн грузов, то ЭЖД едва дотянула до 20 млн». Она предложила отставить в сторону идеологию и сосредоточиться – по примеру наших соседей – на экономической выгоде.

«Дело не в идеологии! – настаивал ее оппонент. – Если мы сейчас не умерим политические и территориальные аппетиты российской политической элиты, которая не всегда ориентируется на цели своего народа, то скоро мы вообще не будем продавать ни сыр, ни кильку, ни колбаски! Если в нашем регионе возникнет политическая нестабильность, столкновения, серьезные проблемы на эстонско-российской границе, нам будет совсем не до сыра!»

Гости продолжили пикировку:

М. Ю.: – Неужели вы думаете, что если ЕС и США будут постоянно закручивать гайки в отношении России, она сломается?

С. М.: – Она не должна ломаться, но должна вести себя адекватно и дружелюбно по отношению к своим соседям!

М. Ю.: – Мы можем хотеть что угодно, но Россия – сильный и амбициозный партнер, и заставить ее что-то сделать так, как мы считаем правильным, к сожалению, не удастся!

Диссонансом прозвучало заявление отрицающего любое официальное сотрудничество с Москвой Метлева о его готовности поехать на переговоры в Россию: «Если бы я был депутатом парламента и получил предложение поучаствовать в работе делегации Эстония – Россия, то поступил бы точно так, как мой коллега от Свободной партии. Встретился бы с депутатами Госдумы и объяснил нашу позицию по всем ключевым вопросам – Пограничному договору, Украине и санкциям. Честно, открыто и без всякого лукавства. Считаю, что общение на уровне парламентов все-таки необходимо. Главное – не забывать, что это должна быть дискуссия на равных!»

Чехов не виноват

Переговоры в Госдуме Метлев не считает официальным сотрудничеством, к тому же он всячески поддерживает культурный обмен. Правда, с определенными ограничениями. По его словам, Чехов и Чайковский не виноваты, что современная российская власть такая, какая она есть. А вот Ансамбль им. Александрова виноват: «Согласен, что это талантливый коллектив, в нем масса отличных артистов. Просто люди, которые этим ансамблем руководят, не исходят из интересов российской культуры».

Метлева не удивляет, что одно наше министерство предлагает не воевать с песнями и танцами, а другое блокирует эту инициативу: «А чего здесь удивительного? Конкретное решение все равно должен был принять министр обороны, так как этот ансамбль является структурной единицей российской армии. Учитывая, что это военнослужащие со званиями и погонами, их въезд на территорию Эстонии должен быть санкционирован Министерством обороны. Сейчас любое военное сотрудничество между НАТО и Россией отсутствует».

Он был бы рад не «хору Красной армии», а российским туристам: «Думаю, что у нас проблем с отношением к этим простым гражданам нет. Чем больше россиян приезжает в „загнивающую Европу“, тем менее они восприимчивы к путинской пропаганде».

На это ему возразила Юферева: «Статистика показывает, что поток российских туристов в последние годы снизился. Причина – те самые прохладные отношения. Фестиваль «Золотая маска», артисты из России, поток туристов из Эстонии совсем не исчезнут, но было бы лучше, если бы отношения стали теплее». «Давайте лучше объединяться вокруг Чехова, а не вокруг Путина!» – воззвал Метлев.

На этом и сошлись. Что тут скажешь? Любое общение лучше, чем стена отчуждения. И все же реакция, которую вызывают малейшие контакты эстонских политиков с Россией, порой выглядит слишком болезненной.

Комментарии (5)
Copy
Наверх