Почему Лукашенко потерял доверие половины белорусов (4)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко. Фото: Metzel Mikhail/TASS

Электоральный рейтинг бессменного белорусского президента Александра Лукашенко снизился до 27,3%, утверждают социологи из Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ).

Совсем недавно, накануне пятой победной президентской кампании Лукашенко о готовности вновь голосовать за него заявляли 45,7% респондентов (сентябрь 2015 года). Через пару месяцев после выборов цифра снизилась до 33,3% (декабрь 2015-го). Сейчас, получается, почти две трети белорусов «разлюбили» Батьку и голосовать за него не пошли бы, пишет корреспондент Русской службы Би-би-си в Минске Татьяна Мельничук.

На вопрос о доверии президенту Белоруссии 47,4% респондентов ответили «нет».

А судьи кто?

НИСЭПИ - старейший в Белоруссии независимый центр исследований общественного мнения - действует с 1992 года. С 2005 года, однако, НИСЭПИ официально структура не белорусская – раздражавший власти невыгодной цифирью институт был ликвидирован решением Верховного суда Белоруссии и перерегистрирован в Литве.

«Цифирь из-за бугра», тем не менее, пристально изучается белорусскими властями, говорят аналитики в Минске.

Во-первых, потому что «НИСЭПИ можно доверять». Так утверждает методолог Владимир Мацкевич, руководитель «Агентства гуманитарных технологий».

«Когда проводился мониторинг и аудит социологических кампаний в Беларуси, то НИСЭПИ, SATIO, „Новак“ (независимые белорусские социологические центры – прим. ред.) получили достаточно хорошие оценки», - замечает специалист.

Во-вторых, полученные нынче социологами данные фактически «спровоцированы» белорусскими властями – они не противоречат «устоявшемуся в Белоруссии политико-деловому циклу», считает старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов.

«Перед президентскими выборами, как правило, накачивается рейтинг, идут социальные вливания, повышается – часто искусственно – уровень жизни населения, чтобы белорусы проголосовали за действующую власть. А после выборов реализуются непопулярные меры, принимаются „отложенные“ непопулярные законы. Это всегда влияет на рейтинг. До выборов, и это видно на анализе предыдущих избирательных кампаний, рейтинг Лукашенко резко растет, потом достаточно резко падает. Это мы и видим сейчас, это обычное явление», - объясняет Мельянцов.

И напоминает: бывало и хуже - в кризисном 2011 году, после резкого обвала белорусского рубля, рейтинг Лукашенко снижался до 20,5%.

Но власти искали и находили, чем снова народу понравиться. Найдут ли сейчас?

«Меркантильный» электорат

«До сих пор Лукашенко удавалось убеждать всех, что в Белоруссии создано уникальное социальное государство, что, в отличие от других народов, которым не повезло с президентами, в Белоруссии государство заботится о народе. Но действия властей в последнее время очень сильно ударили по всему населению», - замечает политолог Валерий Карбалевич, перечисляя постигшие белорусов в последние месяцы напасти: рост цен и безработицы, новые налоги, решение о повышении пенсионного возраста.

Действительно, по данным опроса НИСЭПИ, средний размер дохода (включая зарплаты, пенсии, пособия и другие приработки), который приходился на одного члена семьи, в прошлом месяце снизился с 195 долларов в декабре 2015 года до 147 долларов в нынешнем марте. Еще в июне 2015-го этот доход равнялся 240 долларам.

Социологи утверждают, что свыше 61% опрошенных, описывая свое нынешнее материальное положение, выбрали варианты «едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты» и «на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения»; 42,9% респондентов ждут еще большего ухудшения социально-экономической ситуации.

И хотя белорусам ежедневно объясняют, что уровень их благосостояния зависит от цен на нефть (экономика страны, по мнению экспертов, излишне «долларизирована»), от курса «союзного» российского рубля и даже от реформ, на которых, по официальному мнению, настаивает коварный, но кредитоспособный Запад, обывателю при пустеющем кармане не до «умных» речей.

«За все время правления Лукашенко динамика его рейтинга диктовалась исключительно уровнем жизни населения. Падение этого уровня жизни означает и падение рейтинга Лукашенко», - заявляет экономист Михаил Залесский, один из основателей НИСЭПИ.

«Результаты социологического исследования подтверждают: власть разрушает ту социальную модель, которую Лукашенко обещал и долго выдерживал. В ответ общество отказывается такую власть поддерживать», - отмечает политолог Валерий Карбалевич.

Революций не будет

Роста протестного потенциала в среде белорусов социологи НИСЭПИ, однако, не зафиксировали.

На вопрос «Если в Вашем городе (районе) состоятся акции против ухудшения экономического положения, готовы ли Вы принять в них участие?» положительный ответ дали 18,2% респондентов (два года назад было 22,9%). Рейтинг оппозиционных политических партий достиг минимального значения - 11,3% .

«Особой любви к Лукашенко и нынешней власти белорусы уже давно не питают, - замечает аналитик Владимир Мацкевич. - Но это не обязательно скажется на электоральном выборе, например, на приближающихся парламентских выборах. Потому что нужна альтернатива. А ее нет. И даже этого рейтинга в 27% достаточно для победы Лукашенко, его команды – как на президентских, так и на парламентских выборах».

«Ситуация не настолько плохая, чтобы выходить на улицы и протестовать. Есть, конечно, „подушки безопасности“, есть накопления у людей. Люди еще могут себя обеспечить, прокормить – голода нет», - объясняет эксперт Денис Мельянцов.

«Второй момент: в Беларуси постоянно демонстрируются издержки политического протеста, жесткое подавление любого недовольства. И каждый отдельный гражданин взвешивает: настолько ли ему плохо, чтобы участвовать в политическом протесте, а потом либо сесть в тюрьму, либо потерять работу и место учебы», - продолжает Мельянцов.

«В белорусских реалиях пока граждане выбирают лояльность», - замечает эксперт, подчеркивая, что события в соседней Украине напрочь отбили у белорусов желание митинговать вплоть до смены власти.

«Украина – мы это видели по опросам прошлого года – очень сильно повлияла на выбор, протестовать или нет. На фоне украинских событий белорусы оценивают свои, отечественные реалии как лучшие, а социальный взрыв, который может привести к войне, людей очень сильно пугает», - констатирует Мельянцов.

Социология и пропаганда

Белорусская власть чувствительна к мнению граждан, и неприятные власти выводы социологов НИСЭПИ вряд ли останутся без ответа, уверены эксперты.

«Безусловно, социология используется как пропагандистский инструмент», - заявляет экономист Михаил Залесский.

«Я думаю, что власти очень внимательно изучают данные НИСЭПИ. А для народа, понятное дело, очень скоро появятся социологические исследования от иных структур, где будет доказано, что как раз все наоборот: народ любит и поддерживает своего президента», - замечает политолог Валерий Карбалевич.

Эксперты уверены: власти в Минске попытаются успокоить потенциально недовольных, демонстрируя внимание и понимание народных нужд. Возросшей «коммуналке», например, уже приказали снизиться – ни много ни мало решением президента. И хотя суммы в полученных обывателями «жировках» значительно не понизились, «бунтарские» разговоры у подъездов сошли на нет: люди кинулись платить, пока не назначили какую новую пеню.

Но в очереди у касс звучит такая непечатность мнений, что вздрагиваешь, подозревая: явно завысили процент «народной любви» к «народному» президенту вынужденно «забугорные» белорусские социологи.

Комментарии (4)
Copy
Наверх