/nginx/o/2015/08/09/4363773t1h9082.jpg)
Более пессимистический по сравнению с осенним экономический прогноз означает, что для покрытия бюджетного дефицита 2018 года потребуются новые источники.
Более пессимистический по сравнению с осенним экономический прогноз означает, что для покрытия бюджетного дефицита 2018 года потребуются новые источники.
Весенний экономический прогноз рисует будущее в более темных тонах, чем осенний. Тот предсказывал на этот год 2,6-процентный экономический рост, а на будущий - 3,6-процентный. Сейчас оценки сократили по причине более скромных перспектив роста экономик Финляндии и России на 0,6 и 0,4 процентных пункта соответственно.
Поскольку весенний экономический прогноз делается ко времени завершения работы над бюджетной стратегией, правительству придется пересмотреть ее более критическим взглядом. Для этого есть и другие причины. Недавно правительство сократило плату за использование ресурсов и загрязнение природной среды, чтобы поддержать находящуюся в тяжелом положении сланцевую промышленность. Министр финансов Свен Сестер заявил, что важно также пересмотреть оценку способности госпредприятий выплачивать в бюджет дивиденды. У государства таких предприятий 14.
В отношении Eesti Energia правительство еще в ноябре решило, что оно вместо запланированных 95 миллионов евро выплатит только 62 миллиона дивидендов, чтобы обеспечить соответствие финансовых показателей взятым фирмой финансовым обязательствам. Эти 33 миллиона государство планирует сократить в текущем году.
«Понятно, что это уменьшит возможности осуществления различных намерений», - заявил Сестер, заметив, что не было ни одного года, когда денег хватало бы для реализации всех идей.
По его словам, бюджет следующего года обсуждается, а бюджетная стратегия на следующие четыре года будет готова уже к концу апреля. Причем в прогнозе еще не учитывались расходы на сооружение участка магистрального шоссе между Козе и Мяо, а также дополнительные расходы на оборудование границы, финансирования частных школ, повышение зарплат работникам здравоохранения и учителям, а также иных решений, которые приняли министерства. Но возможность комментировать бюджетную стратегию появится только тогда, когда она будет готова, заметил министр.
Председатель финансовой комиссии Рийгикогу Ремо Холсмер заявил в сообщении для прессы: «Инвестиции в госграницу и инфраструктуру такие как, например, развитие шоссе Таллинн-Тарту необходимы для повышения конкурентоспособности Эстонии, поэтому необходимо продвижение по всем этим объектам».
По состоянию на сегодняшний день получается, что в 2018 году будет 0,14-процентный структурный бюджетный дефицит, которого по принятому несколько лет назад закону быть не должно. Структурная номенклатура расходов правительственного сектора определяется исключением из номинальной номенклатуры влияния фазы экономического цикла, а также разовых и временных факторов, которые могут исказить бюджетную номенклатуру расходов.
По словам Сестера, это означает, что некоторые пожелания министерств не удовлетворяются, кроме того оцениваются способы покрытия бюджетного дефицита.
В качестве одного из способов министр предложил ввести электронное отслеживание топлива, что позволило бы активизировать борьбу с уклонением от налогов. В настоящее время этот план находится в фазе подготовки. Во-вторых, можно ввести акцизы на э-сигареты и упаковку. В-третьих, рассмотреть вопрос о введении платы на пользование дорогами, для чего министерству экономики и коммуникаций заказан соответствующий анализ.
«Обсуждения еще предстоят, но анализ показывает, что Эстония и Финляндия - это те две европейские страны, где нет платы за использование дорог»,- заявил министр финансов.
Министерство финансов уже почти готово представить предложения по оборотному налогообложению металлических изделий, что должно сократить скрытую налоговую политику.
Тем не менее, и этот более пессимистический прогноз все же значительно выше экономического роста в 2015 году, когда он составил 1,1 процента. Кроме того, показатели роста должны сместиться с личного потребления на экспорт за счет роста эстонского экспорта в соседние государства. Восстановление внешнего спроса происходит из-за снижения темпов сокращения российской экономики.
Рост зарплат продолжится и в будущем году, достигнув в текущем году 4,9 процентов. Прогноз предсказывает умеренный рост цен, что означает, что он будет в пределах роста зарплат, а это в свою очередь означает поддержку личного потребления.
Опережающий производительность рост зарплат означает снижение конкурентоспособности эстонских предприятий. Как в этом году, так и в будущем, для стимуляции экономики бюджет Эстонии составлен с номинальным дефицитом.