Сегодня, 12 апреля, в 18-й раз выйдет в свет ежегодник Полиции безопасности (КаПо). Директор Центра европейских инициатив, член Свободной партии Евгений Криштафович рассказал порталу Rus.Postimees, о ком бы он хотел почитать в этот раз.
Евгений Криштафович: о ком бы я хотел почитать в ежегоднике КаПо в этом году (3)
В ежегоднике КаПо со всей уверенностью можно предсказывать только имя его гендиректора Арнольда Синисалу, который напишет введение. Остальных фигурантов вряд ли можно предвидеть, поскольку даже зная или предполагая, чем занимался департамент в отчетном году, трудно предположить, какую часть из этого они собираются вывести в паблик. Поэтому я не стану угадывать, а напишу, о ком я хотел бы прочитать в этом году.
Так называемые защитники русской школы в 2015-ом были менее активны, чем раньше, зато к нам прилетел «Спутник». Хотелось бы знать, кто там работает, чтобы можно было внести этих людей в стоп-лист и не сотрудничать по незнанию с российской пропагандой. Понятно, что люди скрывают факт своей работы на это информагентство.
История ласнамяэского тхэквондиста, который решил отправиться в Сирию и поучаствовать в джихаде, тоже вызывает интерес, однако догадываюсь, что в этом году о ней еще подробностей не будет, поскольку судебное разбирательство по этому уголовному делу пока не завершено.
А вот чьи истории я действительно хотел бы прочесть в ежегоднике, и очень расстроюсь, если не найду их там, так это 21-летнего Александра Руднева и 32-летнего Максима Груздева, которых впервые в истории признали виновными по статье § 235-1 за заговор против Эстонской Республики. Этих людей осудили по договоренности, и содержание этой договоренности не опубликовано в доступном общественности судебном решении, хотя одному из них назначили два года, а второму - четыре года тюремного заключения. Как мы знаем из прессы, вина этих людей заключалась в том, что они собирали открытые данные и передавали их ФСБ России. Раньше такое не было наказуемо, но после беспорядков 2007 года законодательство существенно изменили, и теперь у нас есть реальные заключенные - граждане Эстонской Республики, которые осуждены за то, что якобы много болтали.
Беспокойство вызывает уровень секретности, который сопровождает эти дела. Органы следствия не дали никакой информации о том, в чем конкретно эти люди провинились, и почему они заслужили реального наказания.
Общественное мнение не склонно задавать КаПо по этому поводу неудобных вопросов, потому что после истории с Крымом и российской военной агрессии в Восточной Украине, на мой взгляд, большинство населения готово поддержать любые меры против предполагаемых пособников ФСБ. Однако такое невиданное доверие полиции в откровенно спорных обстоятельствах чревато, как мы знаем «перегибами на местах».
Как правозащитник я никак не могу согласиться с позицией: «Товарищ волк знает, кого кушать!», и считаю, что КаПо и прокуратура задолжали нам подробные объяснения по этим делам. А судебная практика должна точно и, разумеется, публично, провести границу, какой открытой информацией теперь можно делиться с иностранцами, а за какие откровения последует наказание.