Валерий Соловей: Россия мстит Германии через СМИ (4)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Валерий Соловей отмечает, что российское телевидение избегает освещение скандала с офшорами, и поэтому для большей части общества его просто не существует.
Валерий Соловей отмечает, что российское телевидение избегает освещение скандала с офшорами, и поэтому для большей части общества его просто не существует. Фото: Частный архив

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей в интервью Postimees рассказал о влиянии кремлевской пропаганды на живущих за рубежом россиян.

В начале этого года в российских СМИ появилась новость о девочке Лизе, которая подверглась насилию со стороны мигрантов с Ближнего Востока. Позднее выяснилось, что история – выдумка, но среди русскоязычного населения успела начаться паника. Можно ли сказать, что русско­язычные за границей живут в медиапространстве, которое контролирует Кремль?

Отмечу, что я тоже был удивлен очень сильной реакцией людей на эту историю. Такая реакция показывает, что часть русскоязычного общества Германии практически не интегрирована. Неграждане получают социальное пособие, не работают, и при этом в культурном, ментальном отношении интеграция не произошла. И меня это удивило: они живут там 15-20 лет и не интегрировались!

Возникает вопрос: как же тогда можно интегрировать беженцев из арабских стран, стран Африки, у которых культурная дистанция с европейцами просто огромная?

Как пере­ломить эту ситуацию с русскоязычным населением?

Ответ на этот вопрос существует в теории, и я не уверен, можно ли его реализовать практически. По крайней мере, в Германии. Дело в том, что этим людям сложно перейти в систему других культурных, лингвистических и даже идео­логических координат. Да, они живут в Германии, но во многом их привычки и мировоззрение остается в том прошлом, которое связано с Советским Сою­зом.

Поэтому возможный вариант – предложить им в качестве источника информации местное русскоязычное телевидение, так как для них удобнее получать информацию на родном языке. Нужно именно телевидение, а не газеты, поскольку газет, которые издаются на русском языке для этой части населения, достаточно.

В принципе, нужно сделать то же самое, что сделали в Латвии, когда там организовали свой русскоязычный канал. Думаю, что и для Германии это не было бы проб­лемой, поскольку существует большое количество кабельных каналов: можно предложить еще один, сделав подпис­ку на него бесплатной. Тогда, по крайне мере, у русских там будет какая-то информационная альтернатива. Так что вопрос лежит в технической и финансовой плоскости.

Как работает кремлевская машина пропаганды за границей, и почему она так эффективна?

Кремлевская пропаганда эффективна в ограниченных масштабах. Она эффективна, когда работает на русскоязычное население за пределами Российской Федерации. В основном это страны Балтии и русскоязычная община в Германии – там пропаганда имеет успех. Но у канала RT (бывшая Russia Today – прим. ред.) в Европе незначительная ауди­тория: скажем, до 2014 года по темпам роста RT опережала Аль-Джазиру, а теперь ее динамика роста отрицательная.

RT предлагает информационную альтернативу и для стран так называемого «третьего мира» – Латинской Америки, Индии, Юго-Восточной Азии, которая востребована там как противовес англосаксонскому телевидению. Однако в Европе этот канал ни на что не может повлиять. Но собственно российское телевидение может повлиять на русскоязычное население. И, надо признать, делает это весьма успешно.

Можно ли сказать, что Россия пытается распространить антикапиталистические, антизападные и националистические настроения в Европе через свои СМИ? И как противостоять этому?

Я полагаю, что это преувеличение. Современная Россия – это не Советский Союз, у которого была четкая антикапиталистическая идеология и который предлагал альтернативный миропорядок и альтернативное жизне­устройство.

Нынешняя Россия – страна вполне капиталистическая, хотя капитализм в ней имеет множество дефектов. Поэтому цель телевидения – оказывать влия­ние для усиления позиций Кремля во внешнеполитических вопросах. В случае с Германией это окрашено в личные цвета: Россия полагала, что у нее особые отношения с Германией, но канцлер (Ангела Меркель – прим. ред.) сказала, что нет.

Особых отношений с немецким руководством нет и не будет. Похоже, это сильно разозлило Кремль, и поэтому здесь есть элементы личной мести. Российское телевидение очень охотно освещает события в Германии, не забывая подчеркнуть, что все проблемы вызваны деятельностью нынешнего кабинета, что у канцлера Меркель очень мало шансов быть переизбранной. Такая своеобразная месть.

Но в целом задача пропаганды – влиять и усиливать таким образом позиции, скажем, каких-то маргинальных политических сил, готовых сотрудничать с Россией, евроизоляционистских сил.

Евроизоляционисты, конечно, по своим взглядам правые, так как значительная часть левых настроена критично в отношении России. Как это было и в позднюю советскую эпоху, когда многие европейские левые, так называемые еврокоммунисты, критично относились к политике Кремля.

Так что союзники Кремля – это правые, консервативные партии, этакие евроскептики. Цель у пропаганды четкая – ослабить некую антироссийскую коалицию. В Москве понимают, что взорвать изнутри такую коалицию невозможно, а вот ослабить – реально.

В Латвии был закрыт портал «Спутник». Нужно ли Эстонии следовать этому примеру?

Я не знаю, как Латвия мотивировала закрытие «Спутника» и представлял ли он для нее угрозу. Я полагаю, что здесь есть некоторое преувеличение. Понятно, что русские в Балтии предпочитают русскоязычные ресурсы, слушают их и ориентируются на них. С точки зрения служб без­опасности это может ставить под сомнение лояльность час­ти населения государственным ценностям.

Однако проведите социальный опрос! Спросите у этих людей: «Вы хотите жить сейчас в России или в стране, которая является членом ЕС?» – и посмотрите ответы. Я убежден, что выбор будет однозначный, особенно среди молодежи и людей среднего возраста. Среди людей старшего поколения голоса будут разниться, но я полагаю, что и они вряд ли сделают выбор в пользу нынешней России.

Это похоже на отношение русских к Сталину. Когда их спрашивают, хотели ли бы они жить при Сталине, ответ – «Нет». Они хотят Сталина для своего соседа, но не для себя. Поэтому русские, живущие в Эстонии, могут радоваться, что есть возможность смотреть передачи российского телевидения, но это не означает, что они хотят жить в нынешней России.

Некоторые из них говорят, что хотят вернуться в Советский Союз, потому что прекрасно понимают, что вернуться невозможно! Здесь есть не только некая политическая ностальгия, но и возрастная ностальгия каждого отдельного человека. Я, к примеру, с удовольствием вспоминаю свою молодость и многие приятные моменты. Это очень важно – девушки были моложе, а солнце ярче!

Об этом нужно помнить; обычная человеческая ностальгия переплетена с определенными политическими символами. Да, тогда был Советский Союз. А человеческая память обладает удивительным свойством: мы помним все хорошее, забывая о плохом, которое было бок о бок с хорошим: очереди, дефицит, бюрократические проблемы.

Поэтому относиться к этой ностальгии нужно с иронией, не делая пугающих политических выводов. В этом нет ничего драматичного, это естест­венно. Дайте людям возможность вспомнить время, когда они были молоды. В этом нет ничего страшного.

Как скандал с офшорами скажется на имидже Путина в России и за рубежом?

В России этот офшорный скандал никак не повлияет на имидж Путина и российской элиты. Те, кто был настроен оппозиционно, сохранят свои настроения, лишний раз убедившись в своей оппозиционности. Те, кто был настроен положительно или нейтрально, тоже сохранят свое мнение, и никакие скандалы на это никак не повлияют. Конечно, когда такие скандалы учащаются, что-то накапливается, некий осадок остается.

Я полагаю, что главный эффект этого скандала находится за пределами России. По моему мнению, этот скандал представляет собой серьезный процесс, который будет иметь очень важные стратегические последствия. Будет демонизирована часть элит, не только российских.

Поскольку в скандале, так или иначе, оказались замешаны не только бизнесмены, но и чиновники, для которых это недопустимо, сразу же появились подозрения в коррупции. Если возникают такие подозрения, то будут возбуждены уголовные дела.

Поскольку сейчас американцы считают, что весь мир подпадает под их юрисдикцию, они возбудят эти уголовные дела. Американская государственная машина работает как бульдозер: медленно, но неотвратимо она накатывается на вас, и она везде вас найдет.

Кроме того, я полагаю, важным следствием этого скандала станет самоизоляция России. С точки зрения российской элиты это все направлено против правящей верхушки, за всем этим стоят США, а договариваться с ними невозможно. Последствия будут очень серьезными, сейчас мы не можем оценить их в полной мере, поскольку процесс займет длительное время.

На российском телевидении об этом не говорят, и для большей части российского общества скандал с офшорами не существует. Некоторые люди что-то слышали, но они не понимают что. Если тема об офшорах все же поднимается, то тут же всплывает имя Порошенко. Кто угодно, но только не российский президент.

Встречается любопытное послание для социальных сетей и для особо изощренных интеллектуалов: вы не понимаете, что на самом деле офшоры – это создание стратегических резервов валюты для проведения важных операций, чтобы действовать в обход санкций. Так что альтернативно предлагается и такая конспирологическая теория.

Нужно отметить, что обнародованное панамское досье – это только малая часть документов, последуют и остальные части, а значит, скандал будет продолжаться, и спрятаться от него будет невозможно.

Комментарии (4)
Copy
Наверх