Три действующих в Эстонии банка выставлены на продажу

Тынис Оя
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: Pm

Насколько известно Postimees, вот уже несколько лет на продажу выставлено, по меньшей мере, три действующих на местном рынке (в Балтийских странах) банка: Nordea, DNB и Danske. Проблема заключается в том, что никто не проявляет к ним особого интереса.

Речь о продаже этих банков зашла еще два года назад, когда ими заинтересовалась одна фирма, основанная на частном капитале. На тот момент идея сводилась к тому, чтобы купить два или три небольших местных банка, создать на их основе один более крупный финансовый институт, провести его реконструкцию, то есть улучшить, а затем вывести на местную биржу. Однако из этого так ничего и не вышло.

Местная специфика

По словам одного хорошо осведомленного о ситуации на банковском рынке источника, в отличие от Swedbank и SEB, которые в странах Балтии представлены на уровне высшего руководства банков, местные филиалы трех вышеуказанных финансовых учреждений или их дочерние банки представлены у нас на низком управленческом уровне. Как следствие здешним филиалам банков просто не уделялось достаточно внимания.

Почему же тогда эти банки стремятся покинуть Балтийские страны? По словам одного из специалистов в сфере финансов, не пожелавшего назвать своего имени, причиной их намерения уйти из стран Балтии может быть то обстоятельство, что в банковской сфере теперь не приходится надеяться на высокую производительность.

«После кризиса на банковский сектор давят различные регуляции, которые могут поменять облик финансового сектора, а потому рассчитывать на столь желанную прибыль от собственного капитала уже не приходится, – объяснил специалист. – Притеснение финансового сектора характерно не только для Эстонии. Это общая для всей Европы тенденция».

Спецификой банковской системы стран Балтии является то, что победитель обычно получает все, поэтому у остающихся на периферии банков интерес к Эстонии, Латвии и Литве ниже. Все это привело к тому, что как сыр в масле катается только Swedbank, в неплохом положении находится также банк SEB.  

«Несмотря на то, что рыночная доля Swedbank составляет только от 20 до 40%, ему достается половина прибыли, которая приходится на банковский сектор стран Балтии. Кстати, SEB также демонстрирует неплохие результаты», – сообщил эксперт.

При этом, согласно данным последнего обзора финансового рынка, проведенного финансовой инспекцией, на рынке кредитования доля Swedbank составляет 40%, а на рынке вкладов 47%. Банк Nordea с показателями 16 и 10% соответственно располагается на третьй позиции.

Для того чтобы глубже понять причины, почему банки, располагающиеся на местном рынке на третьей позиции и ниже, выставляются на продажу, следует рассматривать банковский сектор стран Балтии в целом. И хотя об Эстонии, Латвии и Литве принято говорить как о достаточно схожих рынках, на самом деле это не совсем так.

В то время как в течение последних восьми лет банки Эстонии получали вполне приличную прибыль, позволившую, например, в прошлом году Swedbank выплатить материнскому предприятию в качестве внеочередных дивидендов 400 млн евро, прибыль литовских банков остается в несколько раз меньшей, а совокупная прибыль банков Латвии до сих пор находится в минусе.

При этом из трех выше-упомянутых банков (Nordea, DNB и Danske) именно Nordea являлся наиболее активным финансовым учреждением. Nordea обладает крупным кредитным портфелем, что означает, что ее капитал тесно привязан к Прибалтике.

Банку Danske в Эстонии раньше было весьма комфорт-но за счет клиентов, не являющихся резидентами нашей страны, однако после закрытия направления частных клиентов этот банк сдулся.

По словам консультировавшего Postimees специалиста, в самом печальном положении из этих трех банков находится DNB: из-за финансового кризиса на протяжении семи лет он оставался в минусе. В Латвии его результаты были аховыми, да и в Литве тоже не было ничего хорошего. (Правда, в прошлом году чистая прибыль DNB в странах Балтии составила 3,4 млн евро.)  

«Кто же захочет покупать пятый по величине банк в странах Балтии, который в течение аж семи лет так и не сумел заработать?» – пояснил ситуацию хорошо ориентирующийся на рынке специалист.

Как и следовало ожидать, само руководство банка весьма скупо комментирует планы его продажи или вообще оставляет вопросы без ответа.

«В нынешнем году DNB отмечает десятую годовщину своей работы в Эстонии. Мы намереваемся продолжать расти и увеличивать свою рыночную долю в сфере корпоративного банкинга и услуг лизинга», – отозвался на просьбу Postimees рассказать о планах продажи глава местного подразделения банка DNB Иварс Капитовичс.

«В Эстонии DNB Pank в 2015 году обновил свою коммерческую модель, на сегодняшний день мы сосредоточились на улучшении обслуживания корпоративной и лизинговой клиентуры», – пояснил он.

Зачем же хуже?  

Несмотря на все усилия, процесс продажа банков проходит не слишком успешно. Единственным, кто добился каких-то результатов, стал Danske, заявивший в конце января о продаже банку LHV своих пенсионных фондов.

В прошлом году как Danske, так и DNB заявили о своем отказе от обслуживания частных клиентов и о намерении сконцентрироваться на бизнес-секторе.

По утверждению специалистов в банковской сфере, продать банки достаточно сложно. В настоящее время у нас доминируют скандинавские банки, и надеяться на появление здесь какого-то нового банка особо не приходится. Причиной отсутствия интереса являются демографические тенденции и перспективы экономического роста, а также исчезновение интереса к России, которая на протяжении двух предыдущих десятилетий являлась одной из главных причин появления здесь зарубежных банков.

Все три банка были бы рады освобождению от своих активов в Балтии, поскольку особо радужных перспектив у них тут нет. Но с высокой степенью вероятности можно утверждать, что они будут вынуждены остаться в Прибалтике.

«Реализовывать свою стратегию с клиентурой похуже, с худшим персоналом, ничем не выделяясь среди других, занимая на рынке какую-нибудь четвертую или пятую позицию, в современном банковском деле расценивается как элементарное расточительство капитала», – прокомментировал ситуацию источник, хорошо разбирающийся в банковском секторе Балтийского региона.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх