The Guardian: Эстония – страна, которая с помощью технологий хочет стать «анти-Россией» (17)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тоомас Хендрик Ильвес.
Тоомас Хендрик Ильвес. Фото: Viktor Burkivski

Нечасто увидишь, как глава европейского государства использует «радикальную философию постмодернизма» Жака Деррида и Жана Бодрийяра для критики враждебной сверхдержавы. Но во всем остальном Тоомас Хендрик Ильвес, занимающий пост президента Эстонии порядка 10 лет, ничем не отличается от остальных глав государств, пишет The Guardian.

Ильвес хочет, чтобы Эстония превратилась в светлый антипод России. В век Эдварда Сноудена, WikiLeaks и «панамских документов» президент говорит о прозрачной и подотчетной «гражданской операционной системе».

Как отмечает журналист The Guardian, Ильвес славится своими противоречивыми мнениями по разным аспектам: будь то Сноуден и кибервойны, либо постмодернистское государство Владимира Путина.

По мнению Ильвеса, проблема путинской России в том, что правда в ней полностью обесценилась. Цитируя книгу Питера Померанцев «Ничто не правда и все возможно», президент Эстонии говорит, что в современной России «вся правда стала эквивалентной».

Как отмечает Ильвес, страной управляют постмодернисты вроде помощника Путина Владислава Суркова, вероятно, «большого поклонника» Бодрийяра, который руководит Россией, как каким-то «темным реалити-шоу». В результате, заявляет Ильвес, мы имеем не только гибель правды, но и доверия и прозрачности — ключевых «валют» современного демократического государства.

Много лет назад, когда Ильвес работал послом Эстонии в США и был членом Европарламента, он думал о том, как сделать Эстонию менее похожей на деревню.

Великая идея посетила светлую голову президента четверть века назад. Когда советские войска покинули Эстонию в 1991 году, Ильвес задал себе простой вопрос о будущем страны, которая была оккупирована ее восточным соседом на протяжении половины века.

«Что же мы имеем?» - спросил Ильвес себя о стране, которая по площади не больше Израиля, а ее население вполовину меньше числа людей, живущих в Кремниевой долине.

Ответ на вопрос был столь же прост. По мнению Ильвеса, у Эстонии были технологии. Он осознал, что советские власти, несмотря на то что они присвоили большую часть богатств страны, оставили хорошее образовательное наследие, особенно в математике. По видению Ильвеса, будущее Эстонии заключалось в высоких технологиях — особенно персональных компьютерах и интернете.

К 1993 году он убеждал всех, что школы в стране должны быть компьютеризированы, а к 1997 году ему удалось подключить все учебные заведения к Сети, а также основать финансируемые государством интернет-центры по всей стране.

Несмотря на успешные проекты вроде Skype, Playteck и другие стартапы, Эстония — это не просто балтийская версия Кремниевой долины или Израиля. Небольшое Балтийское государство с парадоксальным Ильвесом у руля пытается создать нечто более амбициозное, чем очередную экосистему предпринимателей, инвесторов и технологов.

Эстония хочет стать первопроходцем в создании модели прозрачного демократического сетевого общества — противоположности «темного» реалити-шоу Путина – предоставив каждому жителю дигитальный «регистрационный номер». «Наша цель – сделать так, чтобы исключить возможность совершения плохих дел, - объясняет он. – Шесть миллиардов полос, но ни у кого нет регистрационных номеров. Кроме эстонцев».

Эстония становится паноптикумом 21-го века?

Это и есть грандиозная идея Ильвеса. Во время его президентства в стране были проведены всевозможные технологические реформы. Это делалось не только ради обеспечения всем доступа к интернету, но и для создания государственной базы данных. Вся система построена вокруг ИД-карты, представленной в 2002 году. С помощью этой карточки открывается доступ к всевозможной информации о жителе страны, которая хранится в государственной базе данных.

Когда у Ильвеса интересуются о безопасности подобной системы, он говорит, что она построена на «доверии». Доступ к базе имеют лишь органы власти, а человека должны извещать, когда кто-то запрашивает данные. Даже если система была построена не по принципу блокчейн, работает она похожим образом.

Получается, что все – от правительства, полиции, налоговиков и до самого гражданина – являются «прозрачными». Ильвес видит эту систему как антипод созданному в России Владиславом Сурковым «темному» реалити-шоу. Он верит, что это приведет к ответственному использованию интернета. Это даже поможет побороть «троллей».

Ильвес также отмечает неприкосновенность данных. Вместо того, чтобы переживать о том, что кто-то может узнать нашу группу крови, стоит волноваться о том, что кто-то сможет «мухлевать», меняя данные о все той же группе крови.

Журналист The Guardian также поинтересовался, чем же занимаются эстонские спецслужбы. «Выслеживают русских шпионов», - невозмутимо отвечает Ильвес, прежде чем поведать о «жестокой» послевоенной оккупации и уничтожением СССР 10 миллионов книг в промежутке с 1945 по 1946 годы.

Несмотря на то что угроза кибервойны спала после 2007 года, а паранойя по поводу киберугрозы со стороны России, скорее, «преувеличена», Ильвес не исключает возможность новой оккупации. В конце концов, если в Эстонии и можно «сделать так, чтобы исключить возможность совершения плохих дел», то эта «гарантия» не распространяется на действия людей в Москве.

Комментарии (17)
Copy
Наверх