Хенрик Роонемаа: стартап «Русский мир» хочет завоевать мир (4)

, колумнист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Rajaleidja

Как-то я ждал на железнодорожном переезде на родной мне улице Теллискиви. Мимо меня медленно с приличествующим ему громыханием медленно проехал длиннющий товарняк с топливными цистернами, на которых было крупным написано «Русский мир».

О чем они думали? Что русскоязычные жители Копли, которые вечерами стоят с детьми в очередях перед магазином на улице Теллискиви, увидят этот поезд и почувствуют себя частью какого-то изменяющего мир движения? Бета-тестерами нового мирового порядка? Как те пользователи услуг стартапов, которые зайдя на его домашнюю интернет-страницу, клюют на новую идею и оставляют там адрес своей электронной почты, чтобы очередной Changetheworldify мог с ними связаться, когда услуга будет готова к использованию?

Руководители некогда созданного стартапа «Русский мир» считают, что на Западе много таких людей, которые за смешную плату готовы стать бета-тестерами и отослать на домашнюю страницу стартапа свою фотографию с отзывом, какая замечательная новая услуга этот «Русский мир». Эдвард Сноуден, Жерар Депарье, Стивен Сигал, Зепп Блаттер... кто знает, может быть получат даже какую-то цитату от Дональда Трампа. Эти рыночные возможности образцово используются.

Также хорошо использовали отвлечение внимания от происходящего в публичном пространстве. Так Transferwise привлек к себе внимание в Лондоне. Крайне небольшими средствами нашему стартапу очень успешно удалось отвлечь внимание всего мира на себя во время событий в Сирии. Также много кликают на пролеты вблизи перевозящих американских солдат польских вертолетов и тому подобное. Так и должен действовать стартап – находчиво, быстро, дешево, маленький против больших, вооружившись вниманием СМИ.   

Регулярные кампании новостных рассылок, блоги, отражение в социальных сетях и маркетинг поставлены хорошо. Да, «Русский мир» это образцовый стартап.

Ежедневно мы видим как крупные и старые разваливаются перед стартапами на куски. Руководители эстонских таксистов поднялись на Тоомпеа протестовать против «пиратов» т.е. Uber, Taxify и прочих. Долго спали, хорошо спали, а теперь уже поздно. Ваш Крым ушел, и никто из вас даже не сделал заявления для прессы типа «Мы глубоко озабочены».

Uber и Youtube показали, что, если стартап хочет изменить мир, то должен учитывать - никто не будет менять старые правила на его вежливые просьбы. Youtube сначала стал вывешивать пиратское содержание, а потом стал смотреть, как договориться с авторами, как вытащить из этого миллиардное предприятие. Uber сначала запустил извоз, а теперь его представителей принимают в налоговом ведомстве и кабинетах министров, где они обсуждают «возникшие проблемы». «Русский мир» сначала начал сбрасывать бомбы в Сирии, а теперь перед ним раскрылись двери высокие кабинеты.

А является ли сейчас стартап «Русский мир» хорошей инвестицией?

Его исполнительные руководители считаются сейчас хорошими тактиками, но не стратегами, да и мотивация у них хорошая: ценой провала может стать их собственная жизнь. Амбиции тоже приличные, если не изменение баланса сил во всем мире, то, по крайней мере, в его половине.

В бизнес-плане «Русского мира» есть два слабых места. Во-первых, поскольку предприятие тратит деньги нещадно, то, по крайней мере, через полтора года в него потребуется прилично вкладываться. Нет уверенности, что инвесторы к этому готовы, поскольку, несмотря на то, что исполнительное руководство усиленно занималось маркетингом, реальные результаты пока скромные. 

Вторая проблема - это пользователи. Благодаря хорошему маркетингу имеющиеся 140 миллионов пользователей на короткое время очень довольны, но все больше требуют практической отдачи, да с производством амбиций и их экспортом исполнительные руководители не справляются.

Так и есть, без большого числа фанатов среди пользователей стартапу не удастся что-либо сделать. Поэтому мы и изменяем законы из-за Uber и Taxify, поскольку люди довольно единодушно высказывают удовлетворение новым видом услуг. Поэтому мы тут еще и говорим по-эстонски, а при желании летим в Берлин, чтобы стартап-фирма «Русский мир» не сумела достаточно широко сбывать свою продукцию в мире. Ситуация в мире еще не настолько плоха, чтобы ракета «Русского мира» казалась бы лучше то, что сейчас есть.

Комментарии (4)
Copy
Наверх