Вставайте, граждане: приехали, конец!

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Водитель Павел Лахтин и доверенное лицо водителей нарвских автобусов Анатолий Петров рассказывают о том, что наболело.
Водитель Павел Лахтин и доверенное лицо водителей нарвских автобусов Анатолий Петров рассказывают о том, что наболело. Фото: Ирина Токарева

Работники, открыто привлекающие прессу к своему конфликту с работодателем, – явление редкое. Но когда водители, на прошлой неделе пригласившие на встречу сразу нескольких журналистов, закончили свой рассказ, ситуация показалась настолько безрадостной, что одна из коллег спросила: «Почему вы так долго молчали?» 

Три месяца прошло с того момента, как обанкротившееся муниципальное предприятие Narva Bussiveod сменил новый перевозчик – Atko Liinid, выигравший конкурс госпоставки на городские перевозки, но нареканий к его работе по-прежнему много. Пассажиры жалуются на плохо составленное расписание и опоздания автобусов, не все смогли разобраться в новой системе оплаты проезда. Водители же со своей стороны измучены и постоянными конфликтами с недовольными пассажирами, и заметно ухудшившимися условиями труда.

Без обеда и туалета

Претензий к руководству автопарка у работников много – в ходе почти двухчасовой беседы доверенное лицо профсоюза работников транспорта и дорожных рабочих Анатолий Петров время от времени безнадежно повторял: «Я бы мог очень долго рассказывать!»

Главная проблема – крайне неудачно составленный график движения автобусов. «“Атко“ стала выдумывать такие графики, по которым человек физически работать не может. Водителю от усталости может стать плохо, он может заснуть за рулем – такие графики несовместимы с требованиями безопасности движения. Один наш водитель спрашивает меня, как ему быть: ему нужно регулярно в одно и то же время принимать после еды таблетки, а у нас графики составлены так, что иногда обед наступает через час после начала смены, а иногда – через девять часов», – объясняет профлидер.

Раньше у водителя на каждом маршруте был запас времени: минут 15 для того, чтобы на конечной остановке пройти по салону и посмотреть, все ли в порядке, при необходимости помогать въехать в автобус инвалидам и так далее. А теперь есть маршруты, где время прибытия на конечную остановку и время отправления – это одно и то же. «А ведь водитель должен еще развернуться, продать билеты, наконец, элементарно «сходить в кусты» – я уже молчу о том, что ни на одной конечной остановке в нашем городе туалетов для водителей нет», – продолжает Петров.

Автобусы новой фирмы, в отличие от автобусов Narva Bussiveod, не оборудованы кондиционерами, и водители уже сейчас представляют, каково им будет отрабатывать 12-часовые смены летом. Несладко придется и пассажирам, и едва ли летом они станут реже скандалить с и без того изнемогающими от духоты водителями.

Не организована и доставка водителей к месту работы. Нарвский автопарк находится на территории технопарка Nakro, примерно в четырех километрах от окраины города, и если раньше служебные автобусы для водителей делали около 12 рейсов в день, то теперь их число сократилось до минимума и людям зачастую приходится либо идти пешком, либо брать такси.

«Директор вначале предложил водителям добираться до автопарка на такси, поскольку он, по его словам, находится в черте города – мол, у предприятия денег нет на служебный транспорт. Таксисты берут за такой рейс от 4.50 до 5.50 евро. Женщины-диспетчеры в пересменок ходят пешком, водители, отработав 12 часов на линии, приезжают в парк, ставят автобусы и тоже идут пешком. Обещали, что с мая будут служебные автобусы возить наших работников в автопарк, но ничего не было сделано».

Неизвестная зарплата

Самый важный для водителей вопрос – зарплата: ее размер вроде бы такой же, как и в Narva Bussiveod: 800 евро брутто или 650 евро чистыми. «Но в новой фирме мы подписали трудовой договор, в котором сказано: учетный период заработной платы – два месяца. Я знаю, что в Эстонии это практикуется – в Sebe, например, был учетный период три или даже четыре месяца. Это означает, что в первый месяц мне могут недоплатить мои 650 евро, зато в следующем обязаны выплатить и то, что недоплатили в предыдущем, и зарплату за месяц полностью», – рассказывает Петров.

В апреле ни одному водителю не заплатили за март полностью – кому-то 50 евро недоплатили, кому-то – 150 евро, и при этом выдали такие расчетные листки, что разобраться в них не смогли не только водители, но и юристы профсоюза транспортников, к которым Петров обратился.

По словам профлидера, водители обратились к руководству с вопросами – почему недоплатили и будут ли недостающие деньги выплачены в мае. Ответов люди не получили и теперь волнуются: не выйдет ли так, что им не только за апрель недоплатили, но еще и за май что-нибудь вычтут из зарплаты, например, за перерасход топлива?

В начале февраля водителям объявили, что они должны укладываться в нормы расхода топлива. «Я лично и представители транспортного профсоюза искали информацию об этих нормах, но нигде не нашли. На практике все же получается так, что топлива уходит больше, чем по норме, – литра на три в день. Автобусы новые, с них не сольешь горючее никак. Но руководство и не утверждает, что мы сливаем. Они нам говорят, что мы не умеем ездить», – рассказывает Петров. «Говорят, мы неправильно давим на педаль газа», – скептически усмехается водитель с 24-летним стажем работы в нарвском автопарке, Павел Лахтин.

В этом месте рассказа вновь прозвучала фраза «рассказывать можно еще долго» – и действительно, рассказано было еще многое. Почему же водители не обратились за помощью в Трудовую инспекцию? «Обратиться-то можно, можно, наверное, и доказать свою правоту, но только после этого вряд ли сможешь дальше работать – выживут», – считает еще один водитель, Алексей Голубев.

Водителей сократили вдвое

Петров признается, что профсоюзник он совсем неопытный: «Опытный отказался заниматься этой работой сразу же, как только мы перешли в новую фирму. Меня выбрали, потому что больше никто не захотел. Три месяца я вел переговоры с работодателем, делал конкретные предложения по всем вопросам от лица работников, выписывал графики линий, на которых проблемы, – и каждый раз получал ответ: потерпите до мая, когда будет новое расписание. И вот наступил май, но стало только хуже», – говорит Петров.

Он рассказывает, что в первый свой поход в нарвскую Трудовую инспекцию получил в помощь брошюрку о правилах, регулирующих рабочее время и отдых водителей согласно законодательству, но о водителях автобусов там было написано совсем немного: «На днях я обратился в Трудовую инспекцию письменно, приложил к письму наши рабочие графики. Но вообще ощущение такое, что я бьюсь головой о каменную стену: помочь водителям, которые ко мне обращаются и надеются на меня, я не могу – и думаю о том, чтобы отказаться от профработы».

У водителей есть версия, почему рабочие графики стали в основном 12-часовыми, вместо 8-часовых в Narva Bussiveod. «Раньше водителей было достаточно, и графики движения были нормальные. Понятно, что Atko, когда выигрывала конкурс за минимальные деньги, рассчитывала, что будет сокращать людей по максимуму».

По словам Петрова, штат водителей был сокращен почти вдвое, на 35 человек, хотя объем работы уменьшился не столь значительно, и обслуживаемых линий стало всего на три меньше, а это работа для шести водителей. По словам Петрова, сейчас ситуация сложилась таким образом, что водители готовы к решительным действиям – пикету или забастовке, если ситуация не изменится к лучшему.

Разговаривали мы с водителями накануне профсоюзного собрания – по словам профлидера, уже третьего, на которое водители приглашали директора нарвского автопарка Андруса Тамма. На первые два он не пришел, третье, в минувшую субботу, на которое водители пригласили и журналистов, прошло с участием Тамма, а также координатора профсоюза транспортников Ааре Кюбарсеппа.

«Андрус, это нормально?»

Собрание оказалось весьма эмоциональным, водители наперебой говорили о наболевшем. «Я смену закончил в четыре утра – и пошел домой пешком!» – говорил один. «Маршрут изменили – и об этом никакой информации у пассажиров: я сто человек оставил за бортом – естественно, из-за этого скандалы», – рассказывал другой. «Должен согласиться, что ошибка была сделана, сейчас через прессу исправим ситуацию», – ответил на это Тамм.

«Как продавать билеты? В инструкции четко сказано: и за наличные, и по карточке. А если нам выдано разменных денег всего 5 евро, а у человека нет мелочи?» – спрашивал третий. «Инструкция неправильная», – ответил директор.

Водители жаловались и на неучтенное рабочее время – у кого-то два часа, у кого-то – целых тридцать. «Андрус, это нормально, что у меня вместо 170 часов стоит 140? Мне семью кормить надо, а я получил 500 евро, хотя работал свехурочно», – жаловался водитель средних лет.

Директор ответил: «С ходу на эти вопросы ответить не могу, но нужно ко мне обязательно обратиться», – и дал всем работникам номер своего мобильного телефона. Говорили водители и о неграмотно составленных графиках, с чем – единственным – Тамм полностью согласился и пообещал, что в ближайшее время, не позднее конца мая, они будут отрегулированы, что и было записано в протоколе.

Ааре Кюбарсепп, в свою очередь, пообещал водителям, что как только предприятие подпишет с ними новый коллективный договор, в котором будут учтены многие нюансы, в том числе и ситуация с зарплатой, – положение сразу же изменится к лучшему. Правда, когда это будет, пока неизвестно: может быть, через два месяца, а может быть, и к концу года.

Анатолий Петров сказал газете, что несмотря на то, что результаты собрания выглядят обнадеживающими, он в глубине души не верит, что фирма под давлением профсоюза действительно изменит отношение к водителям и до крайних мер дело не дойдет. «Обещания не всегда выполняются – например, ни к чему не привело обещание нашего руководства все исправить к 1 мая. И все мы помним, что в свое время, когда город только объявлял конкурс госпоставки, обещали, что водителей сокращать не будут. А теперь на бирже сорок человек – но возвращаться на работу в наш автопарк они не очень-то рвутся».

Видимо, нормально…

«ДД» предоставил слово и директору нарвского автопарка Андрусу Тамму.

– Почему на одном собрании водители подняли сразу столько наболевших вопросов – по поводу зарплаты, графиков работы, разменных денег, расхода топлива и так далее?

– Действительно, у предприятия имеются недоработки, но все они связаны с переходным периодом. Водители и раньше задавали вопросы, просто сейчас они прозвучали все сразу и повышенно эмоционально. Как вы слышали, я им сказал: если у вас есть какая-то проблема и вы чувствуете, что что-то сделано неправильно, пишите мне, чтобы я мог конкретно разбираться.

Что касается логистики, то ею действительно недовольны и водители, и жители города, и сейчас идет работа над тем, чтобы все острые моменты пересмотреть и улучшить графики движения. Хотя есть примеры, что раньше, когда у нас были встречи с садоводами, например, их графики устраивали, а теперь люди хотят изменений. Проблема связана с тем, что когда часть наших маршрутов была передана уезду, нам пришлось кое-где урезать линейный километраж – в связи с этим и появились негативные моменты, которые сейчас придется разрешать. До конца мая мы с этим справимся. Не исключено, что и мне лично придется заниматься составлением графиков, чтобы как можно быстрее эту проблему решить.

– Нормально ли, что люди добираются на работу пешком или на такси?

– На самом деле транспорт для рабочих у нас организован, не хватало только одного рейса, но этот вопрос будет решен в ближайшую неделю. Это просто рабочий момент – была допущена ошибка, но она уже исправлена.

– Правда ли, что фирма собирается высчитывать у водителей из зарплаты за перерасход топлива?

– Нет, это всего лишь слух, такого не будет.

– Но норматив на расход топлива существует?

– Да. Норматив существует, и если найдутся водители, которые его существенно превысят – значит, эти люди просто не умеют ездить, и с такими водителями мы, наверное, должны расстаться.

– Горуправа Нарвы не имела к фирме претензий по поводу нового расписания?

– Нет, расписание было согласовано с городской управой и сейчас. После того, как поступило много звонков от жителей, оно будет исправлено.

– Такое ощущение, что вы встретились с водителями первый раз за три месяца – возмущения накопилось столько, что люди говорят: готовы на забастовку.

– На сегодняшнем собрании слово «забастовка» не прозвучало ни одного раза. Я с водителями нормально общаюсь – дверь у меня всегда для них открыта, и они знают, что ко мне можно подойти и все вопросы решить. Просто собрание – эмоциональная вещь. А сегодня поднимались и те вопросы, с которыми мы уже работаем.

Петров утверждает много такого, что действительности не соответствует – это просто ошибка коммуникации. И хотя я не имею возможности приходить на каждое профсоюзное собрание, все же сегодня я здесь, и профлидер всегда может найти меня по телефону и все вопросы со мной обсудить. Такого не было, чтобы я не хотел с людьми общаться – мне можно позвонить даже в выходной, если ситуация сложная, потому что работа у нас идет непрерывно.

– Но если вы так хорошо общаетесь с водителями, как же вышло, что люди работают по девять часов без обеда?

– Ситуация несколько утрирована. Хотя да, графики стали несколько более напряженными, чем раньше, потому что предприятие вынуждено считать деньги. А водители к этому не привыкли.

– Должны ли они привыкать к графикам, от которых возникает переутомление и угроза безопасности движения?

- На этот вопрос ответ однозначный – графики должны соответствовать закону.

Так везде

А что ответит на наши вопросы координатор транспортного профсоюза Ааре Кюбарсепп?

– Нормально ли, что в течение трех месяцев у работников предприятия не решается ни одна проблема?

– Мы все время обращались к работодателю по поводу доставки работников на работу и с работы – и на сегодняшний день эта проблема решена. Что касается зарплаты, то тут работодатель закон не нарушил – у них зарплата равна минимальной зарплате в секторе – 800 евро. Единственное, что дополнительная плата за линейный километр – 0,55 цента – очень низкая, на всех других транспортных предприятиях она примерно в три раза выше. Когда мы добьемся для водителей подписания нового коллективного договора с предприятием, эта ситуация будет исправлена.

Мы не живем в идеальном мире, и переговоры ведутся не один день, как хотелось бы. Мы очень надеемся, что уже следующая встреча с работодателем принесет конкретный результат и Иванов день работники встретят с новой зарплатой.

– Какие рычаги есть у профосоюза, чтобы влиять на этот процесс?

– Рычагом может быть и пикет, и забастовка, если работники готовы на это.

– Может ли профсоюз повлиять на составление приемлемых для водителей рабочих графиков?

– Мы все время этим занимаемся, но должен сказать, что это проблема не только Нарвы, она есть и на многих других, солидных предприятиях – в Таллинне, Тарту, Пярну – везде. Вопрос в том, как быстро работодатель реагирует.

– Но ведь график влияет не только на водителей, но и на безопасность движения пассажиров?

– Почти всегда возникают такие проблемы с графиками, когда новая фирма выигрывает конкурс – но проходит месяц-другой – и все налаживается. Конечно, такие графики, о которых сегодня говорили водители, – вещь ненормальная, но работодатель уже обещал нам, что вопрос решится в ближайшее время.

– Было ли больше жалоб от нарвских водителей, чем от водителей из других городов, в подобной ситуации – когда городские перевозки переходят от одной фирмы к другой?

– Я нарвских водителей знаю давно, лет десять. И отношусь к ним с уважением – они большие труженики, и, пожалуй, смелее, чем люди в других местах. Но данная ситуация не экстраординарная – почти всегда происходят такие конфликты, не только в Нарве, но и в других местах тоже.

Комментарии
Copy
Наверх