Наш вояж с имплантом в шее (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Внутренний медицинский туризм развивается в Эстонии семимильными шагами.
Внутренний медицинский туризм развивается в Эстонии семимильными шагами. Фото: Ирина Токарева

Открытие «Дня за Днем»: более трети пассажиров автобуса  Тарту – Нарва, 33  человека, оказались идавирусцами, ездившими лечиться в клинику Тартуского университета (ТУ).

В числе этих страдальцев была и автор данной статьи: в феврале возникла необходимость попасть к офтальмологу. Выяснилось, что в Тарту к этому специалисту можно записаться уже на май, в Нарве – на июль, а в Йыхви – и вовсе на август. Естественно, выбор пал на Тарту, и вот, наконец, долгожданный день визита к врачу наступил. Автобус Simple Express Нарва – Тарту на 8 утра (пожалуй, единственный удобный по времени рейс для «медицинских туристов» из Ида-Вирумаа – остальные идут или слишком рано или совсем поздно) в этот обычный рабочий день был заполнен до отказа. По словам пассажиров, в последние месяцы так происходит постоянно и билеты лучше всего покупать заранее.

Маленькая трагедия

В Силламяэ в автобус вошла женщина с двумя детьми, и разыгралась настоящая драма. Оказалось, что мать себе купила билет, а детям-инвалидам, которые по закону имеют право на бесплатный проезд, забронировать заранее места не догадалась. Водитель отказался их впустить, так как свободных мест уже не было. Женщина плакала, объясняла, что  записала детей к врачу еще полгода назад, и ей просто необходимо попасть сегодня в Тарту.

«Первый раз с таким столкнулась, обычно всегда есть свободные места. Пустите нас хотя бы до Йыхви, а там, если никто не выйдет, я пересяду на другой автобус. Если надо, я готова заплатить за полные билеты для детей», – умоляла она.  Но водитель лишь монотонно повторял,  что не может нарушить правила: раз билетов нет, дети ехать не могут.  Наконец женщина вышла. «Это жестоко, просто бесчеловечно! Мог бы и нарушить немного правила, случай ведь неординарный. Все знают, как трудно попасть к врачу», –  сочувствовали пассажиры, бросая осуждающие взгляды на водителя.

По приезде в Тарту сразу человек двадцать из нашего автобуса целеустремленно зашагали в одном и том же направлении –  на автобусную остановку возле «Каубамая». Той же дружной группой все мы сели в подошедший вскоре автобус, идущий до Маарьямыйза, а затем вошли в здание клиники. На обратном пути домой Simple Express Тарту – Нарва на 14.50 снова был полон. Некоторые пассажиры, стоявшие в очереди на посадку, оживленно делились по телефону с родными подробностями того, как прошел их визит к врачу.

Все эти наблюдения и подтолкнули журналиста к довольно рискованной затее: подойти к каждому из пассажиров рейса и спросить, не возвращается ли он сегодня из клиники Тартуского университета? Конечно, посещение врача – дело сугубо личное, но пассажиры, тем не менее, охотно ответили на этот вопрос: оказалось, что из 90 пассажиров автобуса 33 человека побывали в тот день в Тарту с целью посетить ту или иную  клинику ТУ.  Одни лечились сами, другие сопровождали на прием детей или больных родственников. Некоторые пациенты поделились и своими историями: за  стопроцентную их достоверность не поручусь, но рассказы звучали искренне.   

Вместе со мной в  автобусе после посещения глазной клиники возвращалось еще трое пассажиров. Одна из них, нарвитянка, рассказала, что результатом визита довольна: отношение персонала было внимательным и корректным, обследование – тщательным, лечение назначено. «Все бы хорошо, если бы не одно «но»: в начале марта мне делали в Тарту операцию – меняли позвоночный диск в шейном отделе. После установки импланта период реабилитации – полгода, и поездки на дальнее расстояние не рекомендуются. Но если бы сегодня я не поехала, решение проблемы со зрением пришлось бы отложить еще на несколько месяцев, и кто знает, чем бы это обернулось?» – поделилась своими сомнениями женщина.

«В глазной клинике после ремонта впервые побывала: все новое, красивое, современное. В холле настоящие пальмы растут! Оборудование впечатляет, персонал работает четко, как часы: за два часа обследовали глаза от и до. Но когда я попросила офтальмолога выписать мне рецепт на очки, она раздраженно ответила, что они здесь тратят время только на серьезные случаи и на операции. Но что делать, если мне некомфортно в  очках, подобранных оптометристом, а очередь к глазному врачу в Ида-Вирумаа – почти полгода?

Что ж, сказали мне, тогда запишитесь к нам еще раз – и мы займемся специально подбором очков: чтобы сделать это как следует, нужно не меньше 45 минут. Я так и сделала, записалась снова. На врача я не в обиде – было видно, что она устала: только за то время, что я обследовалась, она приняла пять или шесть пациентов. Но, честное слово, возникло сомнение, правильно ли Больничная касса тратит наши деньги? Я бывала в старой глазной клинике – она тоже была неплохая. Может быть, разумнее вкладывать деньги во врачей и в оборудование, а не в ремонт и пальмы?»  – размышляла еще одна жительница приграничного города.

Географическая недоступность

Пожилые супруги из Кохтла-Ярве ездят в Тарту уже несколько месяцев подряд. «Мне сделали операцию и теперь нужно проходить реабилитацию – иногда раз, иногда два раза в месяц ездим, а так как одному  мне ехать трудно, жена меня сопровождает. Но главное, что лечение идет хорошо», – рассказывает мужчина, улыбаясь. Не накладна ли такая езда для пенсионеров?

«Так и есть, но когда речь идет о здоровье – о деньгах не думаешь», – отвечает он и шутит, что так, наверное, на деле и выглядит знаменитый «принцип географической доступности»,  обещанный Больничной кассой и Министерством социальных дел: раз Тарту всего в двух часах езды от Ида-Вирумаа – его можно считать для местных жителей вполне доступным.

«Не представляю, что может быть иначе. Если тартуский врач поедет принимать пациентов в Ида-Вирумаа хотя бы раз в месяц – он потеряет на дорогу четыре часа, а ведь врачей и так не хватает и их время для больных – на вес золота. И даже если он приедет к нам, то оборудование-то все равно останется в Тарту… Значит, потом нам все равно придется ехать к нему», – критикует «географическую доступность» еще один пациент.  «Я сейчас возвращаюсь не из больницы, но если мне требуется лечение, предпочитаю обращаться сразу в Тарту», – вступает в разговор молчавшая до сих пор пассажирка.

«А я бы лучше лечилась в Пуру. Сегодня вот отвезла мужа на операцию, через несколько дней поеду его забирать – для нас это большие расходы, ведь мы оба пенсионеры», – посетовала еще одна женщина. Тему подхватывает жительница Синимяэ: «Раньше я всегда лечилась в Пуруской больнице, и всем была довольна. Но в этот раз они сами сразу сказали, что мне лучше в Тарту ехать.  Да и я, когда туда обратилась, была в шоке: одного врача сократили, другая в декрет ушла, а у того, кто остался, очередь на полгода вперед расписана».

«Только в Тарту сейчас лечат, это все знают. Муж не так давно перенес инфаркт, но в Нарве к кардиологу на проверку не попадешь: говорят, что вы хотите, наш кардиолог работает на 0,75 ставки», – раздается еще один голос.

Понаехали тут!

«Первый раз попала на прием к кардиологу в Тарту полгода назад: не успела войти, врач говорит: „Опять из Нарвы! Что же вы там у себя дома не лечитесь?“ Стало так обидно, что даже захотелось развернуться и уйти, но я подумала: зря, что ли, я два месяца ждала, потратила рабочий день и деньги на билет? Сдержалась и осталась, и все-таки прошла обследование, а потом – и лечение.

В дальнейшем врач вела себя вежливо – не знаю, может быть, у них действительно такая большая нагрузка, что иногда срываются на нас…  Но ведь и мы не виноваты: неужели кому-то хочется тратить время и деньги, чтобы просто так прокатиться в Тарту – особенно когда сидишь на минималке?» – поделилась наболевшим пассажирка средних лет, добавив, что если два года назад она ездила к врачу в Тарту раз в полгода, то теперь приходится это делать не реже раза в месяц – то сама едет на прием, то везет к врачу больного мужа.

Истории о лечении в Тарту приходилось слышать и раньше: люди, как правило, довольны медицинскими услугами, но недовольны очередями к специалистам. Но сейчас появилось и кое-что новое: из-за больших очередей и нехватки специалистов вынуждены ездить в Тарту и те идавирусцы, которые раньше спокойно обходились услугами местных больниц. При этом люди больше всего боятся того, что обследование и лечение будет получить все труднее, поскольку врачей и денег на медицину становится все меньше.

Узкое место

Расходы на поездки в Тарту для жителя Ида-Вирумаа тоже ощутимые  – 10-20 евро только на автобусные билеты туда-обратно, не говоря уже о потерянном рабочем дне. Правда, на это никто не жалуется. «Бог с ними, с расходами – лишь бы лечили», – твердят все, как один, «медицинские туристы», включая пенсионеров. Но все же пациенты, нуждающиеся в услугах  крупных больниц, явно находятся не в равном положении с жителями столицы и тартусцами.

Возможна ли в Эстонии система компенсации транспортных расходов для пациентов, которые вынуждены регулярно обращаться за помощью в медицинские учреждения далеко от дома по независящим от них причинам? Например, таким, как отсутствие нужного специалиста или оборудования, необходимого для серьезных исследований, очередь к местному специалисту, превышающая четыре месяца.

Руководитель  по ресурсам здравоохранения Минсоцдел Аннели Тааль пояснила, что представители министерства уже встречались с руководством всех общих больниц и поняли, что транспорт для пациентов действительно является узким местом: «Решить эту проблему министерство собирается в сотрудничестве с другими сторонами, и эта работа сейчас ведется. Например, при посещении больниц выяснилось, что в некоторых местах между больницами ходит регулярный транспорт  „от входа к входу“. Такой подход  мог бы стать одним из системных решений для пациентов, которые из Нарвы должны ездить в больницы Таллинна или Тарту. Планируется также обсудить организацию транспортных услуг с больницами и местными самоуправлениями, взвесив все возможности: как те, что имеются у общественного транспорта, так и частные предложения транспортных услуг».

По словам советника отдела попечительства министерства Тыниса Вайка, бесплатный проезд на прием к врачу в другой город возможен лишь для малообеспеченных людей, которые сами не в состоянии его оплатить, и такая помощь согласно законодательству является задачей местного самоуправления: «Если у человека возникает необходимость обратиться к врачу-специалисту, который находится в другом самоуправлении, и он не в состоянии оплатить проезд, местное самоуправление может помочь ему пособием или организацией социального транспорта».

Да, о равенстве стоит забыть. Но стоит ли тогда удивляться тому, что жители провинции стремятся в большие города? 

Комментарий

Обратились мы с вопросом и к руководителю отдела развития системы здравоохранения Трийн Хабихт.  

– Когда же в реальности заработает система «шаговой доступности» медицинской помощи, то есть врачи из крупных больниц начнут вести регулярный прием пациентов в провинции? А то, что эта система заработает, Министерство социальных дел и Больничная касса обещали пациентам еще в конце прошлого года, когда шла речь об уменьшении бюджета местных больниц.

– Специализированная медицинская помощь останется в каждом уезде! В настоящее время министерство разрабатывает Программу развития больничной сети (haiglavõrgu arengukava  – HVA).  Необходимость новых соглашений и разработки программы деятельности вызвана уменьшением населения в большинстве уездов. Население стареет, и с этим также связаны изменения в структуре необходимых медицинских услуг. С другой стороны, система здравоохранения постоянно развивается, появляются новые технологии и лечебные препараты, которые позволяют людям оставаться на домашнем лечении или вместо больничного лечения ограничиться амбулаторным или дневным стационаром.

Эти изменения, связанные с развитием, должны  касаться как медицинской помощи первого этапа (семейные врачи, сестринский уход, скорая помощь и так далее), так и государственной сети больниц, которая, с одной стороны, поддерживает медицинскую помощь первого этапа, а с другой  – может устойчиво развиваться только при существовании сильной медицинской помощи первого этапа.

HVA подходит к каждой больнице индивидуально, учитывая число жителей в регионе и спрос на конкретные специальности. Вместе с тем разумно сосредоточить высокий уровень специализации и дорогостоящие технологии лишь в крупнейших больницах. К настоящему моменту состоялись встречи со всеми уездными больницами, и они имели возможность высказать свою точку зрения и дополнить проекты, направленные на развитие. Не позднее конца мая будут обсуждаться направления развития больниц высшего этапа. HVA составляется до конца 2030 года.

Комментарии (1)
Copy
Наверх