Главное прокукарекать, а там хоть не рассветай (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Марианна Тарасенко и Владимир Колга в студии.
Марианна Тарасенко и Владимир Колга в студии. Фото: Postimees

«С такими акцизами на сигареты загонять курильщиков в загоны – это лицемерие», – считает журналист Марианна Тарасенко. «Курильщики посягают на частную жизнь некурящих!» – утверждает юрист Владимир Колга.  

Возможный запрет курения на балконах и «выдыхания дыма через открытые окна квартир» вызвал горячий спор в студии. В дискуссии приняли участие заместитель руководителя русской редакции Postimees по еженедельнику «День за Днем» Марианна Тарасенко и представитель юридического бюро Natus Vincere Владимир Колга.

Вторжение в частную жизнь

«В ситуации, когда сигареты стоят бешеных денег и постоянно дорожают, а государство неплохо живет с этих акцизов, запрещать людям курить у себя дома – это еще одна возможность добыть штрафы, – пришла к выводу Тарасенко. – Наша экономика последнее время живет на акцизах и штрафах. Считаю это бессовестной попыткой нажиться на зависимости людей, причем – по сравнению с алкоголизмом и наркоманией – с самой безобидной». 

Журналист предположила, что дело кончится тем, что всех нас  чипируют: «Считаю возможный запрет курения на балконах вторжением на частную территорию и в частную жизнь. Это вторжение становится все агрессивнее, и все идет к тому, что скоро нас всех чипируют. И, вообще, какой закон может регулировать право на открывание окна?» Тарасенко напомнила, что квартира – это частная собственность человека, а балкон – это часть территории квартиры, за которую жильцы тоже платят.

Юрист категорически не согласен с тем, что речь идет о посягательстве на частную жизнь курильщиков: «Напротив, мы можем говорить о посягательстве курильщика, являющегося инструментом выделения дыма и загрязнения воздуха, на частную жизнь других жильцов многоквартирных домов, пассивных курильщиков. Считаю, что данный запрет был бы целесообразен с точки зрения здоровья окружающих». Спор продолжился.

М.Т.: – А если у меня сгорели поганые котлеты, пожаренные на прогорклом канцерогенном жире, имею ли я право открыть окошко? И полезно ли всем остальным этим дышать?

В.К.: – Концентрация вредных веществ в табачном дыме намного выше, чем от сгоревшего масла.

М.Т.: – Вы специалист, вы это подсчитали? А выхлопные газы от машин под окнами и балконами первых этажей? В них тоже меньше вредных веществ?

В.К.: – Необходимо провести исследования.

М.Т.: – Так, может, их следует провести, а потом уже принимать закон? Не пора ли выяснить, что вреднее: дым от сигареты, который вылетает из окошка квартиры и рассеивается на ветру, или выхлопные газы, которые обильно источаются на парковках перед домами?

В.К.: – Не мешало бы обратить внимание на другую сторону дела. При курении на балконе или в открытое окно окурки часто выбрасываются вниз. Представляете, какой вред может нанести выброшенный окурок, попавший через открытое окно в квартиру соседа?

М.Т.: – За это нужно нещадно штрафовать! Но если следовать вашей логике, то нужно запретить на балконах и пить чай. Человек может обжечься и в негодовании выплеснуть его через перила: прямо на голову соседу снизу.

А контролеры кто?

Юрист убежден, что выпускать табачный дым за пределы границ своей собственности непозволительно. Журналист отмечает, что курильщикам, как и Остапу Бендеру, в случае закручивания гаек быстро придет в голову много относительно честных способов покурить на балконе и у открытого окна: «Проконтролировать это будет практически невозможно. Это будет еще один неработающий закон».

Колга согласен с тем, что муниципальные органы, равно как и Спасательный департамент, вряд ли будут в состоянии контролировать такой объем жилых помещений, и готов поддержать введение контроля на уровне квартирных товариществ: «Отдельной статьей можно дополнить устав квартирного товарищества, например, мерами противопожарной безопасности. Возложить контроль за ними следует непосредственно на квартирные товарищества. Возможно, стоит организовать инициативную группу из соседей, которые бы контролировали этот процесс».

«Тут соседи ничего не могут поделать с буйными алкоголиками и наркоманами, а вы говорите о курильщиках! И если соседи начнут их воспитывать, это может привести к массе эксцессов, – парировала Тарасенко. – Методы контроля представляю себе с трудом. Если запрещено открывать окно во время курения, то, интересно, через сколько минут его все же будет позволено открыть? Кто и как будет это проверять? К тому же я имею право в квартиру никого не впустить – даже полицию, если она явилась без ордера». 

Юрист согласился с тем, что вопросов сейчас гораздо больше, чем ответов: радикальные запреты ни к чему хорошему не приведут. Однако, по его мнению, решать эту проблему все равно необходимо, несмотря на то, что будет много противодействия со стороны жильцов. Отвечая на вопрос, чем обернется контроль за соседом на фоне борьбы с курильщиками, гости вновь поспорили. Тарасенко заметила, что из личных неприязненных отношений кто-то может попытаться оклеветать соседа, заявив, что он нарушает закон. Колга посоветовал в таких случаях приглашать экспертов, чтобы они оценивали состояние воздуха в помещении. Правда, тут же выяснилось, что заказывать услуги экспертов придется за свой счет.

Почему же возникает спешка с принятием сырых, непродуманных решений? По мнению Тарасенко, за этим стоит обычная имитация кипучей деятельности: «Мне кажется, что у нас существует ряд институций, которые из кожи вон лезут, чтобы оправдать собственное существование. Это камень в адрес Института развития здоровья. Как воплощать их идеи в жизнь – непонятно, но их это не волнует: главное прокукарекать, а рассвет может и не наступать». Порцию критики получил институт и за то, что в качестве альтернативы для курильщиков предлагает только занятия спортом: «Не кури, а пробеги десять километров – это очень смешно! К тому же многие люди занимаются спортом и курят, и есть масса тех, кто не курит, но спорт на дух не выносит».

Конкретные предложения в ходе дискуссии тоже прозвучали. «Известно, что для многих курение – это психологическая зависимость. Неплохо было бы Институту развития здоровья разработать для желающих бросить курить систему, позволяющую как-то занять их руки, чем-то заменить перекуры. Вот этим нужно заниматься!» – подчеркнула журналист. С этим полностью согласился и оппонент: «Любой запрет требует альтернативной меры, которая бы исключила влияние запрета на человека. Считаю, что курение – не хобби, а болезнь, которую нужно лечить. Прежде чем запрещать, надо что-то создать, чтобы заполнить те самые семь минут, которые человек отводит на перекур».

В общем и целом выводы просты: бороться с курением надо, но без переборов. Очевидно и то, что потребитель должен оплачивать дурные привычки из своего кармана, как бы ни ругали у нас повышение акцизов. Однако чем дальше, тем больше ужесточение антитабачной политики приближается к опасной грани вторжения в частную жизнь. Понятно и то, что решать проблему все равно придется – только вот хотелось бы не запретами, а созданием альтернативы. Возможно, тогда и противодействия нововведениям будет значительно меньше.  

Справка «ДД»:

Меры против курильщиков

С 20 мая 2016 года вступила в силу новая директива ЕС, ужесточающая антитабачную политику в странах Европы. В ближайшее время в продажу поступят новые пачки сигарет с ужасающими картинками. На подходе целый ряд других ограничений, уже одобренных кабмином Эстонии. Со следующего года несовершеннолетних курильщиков планируется взять под особо жесткий контроль. Купить сигареты без документа станет практически невозможно. Полиция получит возможность привлекать 16-летних молодых людей для контрольных закупок и проверки продавцов. Табачная продукция полностью уйдет под прилавки, поскольку сигареты будет запрещено экспонировать на полках магазинов. В настоящее время в Рийгикогу обсуждается ужесточение требований к электронным сигаретам, а также ограничение дистанционной торговли табачной продукцией: по Интернету, каталогам и с доставкой на дом. В порядке дискуссии сейчас обсуждается возможный запрет курения на балконах и «выдыхания дыма через открытые окна квартир», а также полный запрет на курение в автомобиле рядом со взрослыми пассажирами и детьми. По оценке министра здравоохранения и труда, данные меры требуют дополнительного анализа. Практика других стран показывает, что запрет курения на балконах и через открытые окна может способствовать росту курения внутри квартир.   

Комментарии (1)
Copy

Ключевые слова

Наверх