Выйду из города, гляну на вокзал

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дни киосков на Балтийском вокзале, которые стояли тут двадцать лет, сочтены.
Дни киосков на Балтийском вокзале, которые стояли тут двадцать лет, сочтены. Фото: Михкель Марипуу

Уже через год на Балтийском вокзале будут снесены девять киосков, закрывающих вид со стороны Старого города на фасад старого павильона ожидания. Без работы останутся больше двух десятков человек. 

Район Балтийского вокзала в Таллинне, безусловно, уже давно требовал обновления и решительных действий. Находящийся в самом центре столицы пятачок, практически примыкающий к стенам Старого города, превратился в центр досуга для бомжей, место промысла для налетчиков, большую толкучку для наркодельцов и прочей нечисти, да во что угодно, только не в железнодорожные ворота главного города страны. О том, что территорию у вокзала нужно как-то облагораживать, говорили давно. И только в последние годы началась реальная работа. Можно радоваться… если не знать, что приведение района в порядок стало причиной серьезных проблем для десятков людей, для которых Балтийский вокзал был местом честного заработка на хлеб насущный.

Как обухом по голове

В редакцию «ДД» принесли официальное обращение от девяти предпринимателей, которым принадлежат киоски, расположенные на главной площади Балтийского вокзала. На днях они узнали, что через год, 31 мая 2017 года, их трудовая и бизнес-деятельность в этой части столицы закончится. Город решил снести киоски, о чем уведомил предпринимателей, чьи киоски находятся на его территории на основании договора об аренде. Решение городских властей стало для них настоящим ударом, особенно если учесть, что только в прошлом году хозяин земли провел новый конкурс среди желающих торговать на этой территории, выбрал лучших и обязал их привести киоски в порядок. Люди получили рабочие места, вложили деньги в ремонт и… вдруг узнали, что двадцатилетняя история вокзальных киосков закончится ровно через год.

Киоски, о которых идет речь, установлены буквой Г вдоль Тоомпуйестеэ и выходят на площадь, где разворачиваются троллейбусы и останавливаются пригородные автобусы. Купить в них можно все: от цветов, газет и напитков до недорогих продуктов питания и мясных продуктов. Внешне они выглядят вполне презентабельно: некоторые из них построены капитально, есть там и небольшие складские помещения, и туалет с коммуникациями, как того требуют ветеринарные службы, дающие разрешение на продажу скоропортящихся продуктов.

Киоск, в котором продают сувениры и производят небольшие слесарные работы. Его хозяин Андрей Жук (на фото) рассказал, что работает на этом месте 14 лет: «Эти киоски стоят тут уже 20 лет. Сначала я работал на рынке, а потом пришел сюда. За это помещение отдал около 30 тысяч крон, тогда это были большие деньги. Сейчас у меня заключен арендный договор на землю, которая принадлежит городу, я плачу по сто евро в месяц. В прошлом году я выиграл конкурс, и со мной был заключен новый договор на три года. Да, через год этот договор еще не закончится, но сам текст соглашения составлен так, что собственник земли может предупредить меня за несколько месяцев и потребовать освободить это место».

Хотя при таком договоре предприниматели вынуждены вкладывать деньги в киоски на свой страх и риск, Андрей уверяет, что для него решение городских властей стало полной неожиданностью: «Я заранее узнавал, и мне объяснили, что в ближайшие четыре года тут не планировалось никаких изменений». По его словам, официального уведомления на бумажном носителе, с печатями и подписями он еще не получил – все только на словах. «Я звонил в управу части города, где мне подтвердили намерение снести киоски в июне будущего года. Арендные договоры с теми, у кого они заканчиваются сейчас, уже не продлевают», – объяснил Андрей.  

Пока он не думал, куда пойдет после потери рабочего места: «Единственный вариант – это попытаться получить место на ремонтируемом сейчас вокзальном рынке. А судиться с городом я вряд ли стану, это бесперспективное занятие».

Александр Бондарев (на фото) сам работает в киоске, в котором продаются сувениры, второй год, однако много лет назад принимал участие в  строительстве всего комплекса: «Раньше тут был небольшой базарчик, а потом город решил сделать так, чтобы всем было хорошо и красиво. Рынок убрали и построили вереницу киосков. Сейчас тут можно купить хорошую пищу, игрушки, цветы, сувениры».

По словам Александра, за сдачу киосков в аренду город получает плату в зависимости от их метража. «Раньше они брали по восемь евро за квадратный метр, потом подняли до десяти. Я плачу каждый месяц по 200 евро», – объяснил предприниматель. В прошлом году он лично заплатил еще 700 евро за приведение киоска в порядок, как того требовал город, на эти деньги киоск покрасили, по всему периметру поменяли плитку и выполнили другие работы.

О том, что киоски будут сносить, Александр тоже узнал из разговоров: «Я ходил в управу и спросил, что будет дальше с киосками и моим договором, который в будущем году как раз заканчивается. Мне сказали, что продления не будет, нового договора со мной не заключат, а сами киоски пойдут под снос». Конечно, он поинтересовался, по каким причинам принято такое радикальное решение, и получил ответ, что киоски закрывают вид со стороны Старого города на вокзальную стену, которую построили лет 50 назад. Другого рабочего места у Александра нет: «Работы и денег лишусь не только я, но и все, кто тут работает. Все же было согласовано, люди вложили по 50 тысяч евро в строительство, а теперь они остаются и без денег, и без киосков».

Потеря работы и денег

Заходим в самый большой киоск, в который вложили десятки тысяч евро. Тут торгуют продуктами. Альбина Хонычева (на фото) – не собственник киоска, а наемный работник. В киоске она работает около года и очень довольна и местом работы, и теми постоянными клиентами, которые заходят к ней за товаром. Альбина говорит, что ее киоск очень востребован, особенно много покупателей стало приходить после закрытия рынка: «Людям удобно, они идут после работы на троллейбус или трамвай и заходят к нам за покупками».

Альбине уже сообщили, что через год киоск будет закрыт: «Это очень печально, поскольку покупателям станет не очень удобно, а мы потеряем рабочие места. До пенсии мне остается два года, и я совсем не уверена, что смогу найти себе новое место. Работодатели хотят молодых, а наше поколение осталось практически за бортом».

Николаю Чугаю (на фото) принадлежат два киоска. В свое время в их строительство он вложил 19 тысяч евро – для него это тоже была огромная сумма: «При прежней власти мы всех устраивали, но как появился новый старейшина, мы стали неугодны». Тем не менее, по его словам, в течение всех этих лет получить длительный договор аренды, который давал бы хоть какую-то гарантию на будущее, не получалось: «Такая ситуация везде. Мы – мелкие предприниматели, доходы у нас небольшие, а потому крупные политические партии мы не финансируем. Именно поэтому добиться более лояльных к нам законов у нас не получается».

Год назад Николай, как и другие собственники киосков, получил предписание навести порядок, что и было сделано: «Мы вложили деньги в надежде, что после сможем их отбить. В этот раз не получилось. Но больше всего в этой ситуации угнетает то, что на этом месте не планируют что-то возводить, а хотят просто посеять траву и посадить цветы. Возникает большое подозрение, что это нечестное решение, и мы просто помешали кому-то из конкурентов».

По словам собственника киосков, официально на его вопрос, почему такое решение было принято именно теперь, ему никто не ответил. Зато ответили неофициально, якобы причина в смене власти в управе Пыхья-Таллинна, с представителями которой Николай еще не встречался, хотя планирует. «Мы обязательно будем это делать, поскольку хотелось бы понять, почему город не хочет больше получать деньги за то, что наши киоски тут стоят. Сейчас мы платим около 2000 евро в месяц, и до сих пор нас постоянно благодарили за то, что мы тут стоим и работаем. Но интересно и то, что наши киоски сносят, а те, что примыкают к площади с оборотной стороны и находятся в худшем состоянии, по нашей информации, сносить не будут».

А кто будет платить за снос? «Этот вопрос мы еще не выясняли. Но если это заставят делать нас самих, возникнет новая трудность. Во-первых, прежде можно было продать киоски на металл, и их демонтаж обычно оправдывал все расходы. Сейчас цена металла упала, а значит, даже снос принесет нам новые убытки. А во-вторых, тут есть очень много немолодых женщин, которые сами разобрать свои киоски не смогут, значит, нужно будет им как-то помогать», – говорит Николай.

Новость о сносе поразила и постоянных клиентов. Надежда Ляхович сама подошла к нам и сказала, что является постоянной клиенткой этих киосков, поскольку они расположены очень удобно: «Я еду с вокзала на дачу, которая расположена в Кийза, и постоянно покупаю продукты именно тут. Мне очень нравится. Все остальные магазины находятся далеко, мне неудобно идти оттуда с сетками. Если киоски снесут, придется пользоваться услугами магазинов на месте». «Не в Таллинне?» – поинтересовались мы. «Нет. Далеко идти, поэтому новость о том, что киоски снесут, мне очень не нравится», – ответила Надежда.

Подарок на 100-летие родины

Чтобы выяснить, почему снести киоски решили именно теперь и кто стоит за решением, мы обратились в управу Пыхья-Таллинна.

Руководитель отдела городского хозяйства управы Пыхья-Таллинна Магнус Кийси объяснил, что 23 марта 2016 года состоялось совещание с участием представителей таллиннских департаментов городского планирования и культуры, отдела защиты памятников старины и старейшины района. Одним из пунктов обсуждения стало приведение в порядок городской территории возле Балтийского вокзала к 100-летнему юбилею Эстонской Республики и открытие вида на прежний павильон ожидания пригородных поездов, который в 1997 году был взят под защиту как памятник архитектуры. «Именно тогда было решено, что построенные в 1996 году со стороны Тоомпуйестеэ временные киоски уличной торговли закрывают вид со стороны Старого города и их нужно убрать после окончания договоров с 1 июня 2017 года».

Но почему именно теперь? Или Николай Чугай прав, говоря, что такое решение принял новый старейшина района Раймонд Кальюлайд, который как раз в середине марта этого года принял управу от проштрафившейся Карин Таммемяги?

«Приведение городской территории на Балтийском рынке обсуждалось неоднократно, – объяснил Кийси. – Активное жилищное развитие на улице Копли, обновление инфраструктуры Балтийского вокзала (реконструкция платформы ожидания, современные электронные табло) и превращение Балтийского рынка в современный центр торговли и досуга – это те самые шаги, благодаря которым вокзал к 100-летнему юбилею республики станет представительскими воротами Таллинна. Именно поэтому было решено очистить городское пространство от киосков, скрывающих фасад павильона ожидания пригородных поездов, охраняемого как памятник».

На это пришлось возразить, что подготовка к празднованию юбилея родины тоже началась не сейчас, но еще год назад город проводил конкурс, заключал новые договоры и дал предписание привести киоски в порядок: «В прошлом году владельцы киосков действительно получили предписание, но уточню, что данным письмом их обязывали убрать граффити, а не отремонтировать киоски. В обязанности владельца входит следить за тем, чтобы внешний вид его имущества не портил городского пейзажа. Данное предписание было выдано, поскольку стены киосков были исписаны граффити со стороны Старого города». Допустим. А за чей счет киоски будем сносить? «Киоски принадлежат их владельцам. А потому их демонтаж – обязанность собственников», – ответил чиновник управы.

Поинтересовались мы также, не планируется ли предложить людям места на ремонтируемом рынке. Однако тут все оказалось не очень просто, поскольку, по словам чиновника, находящийся на реконструкции Балтийский рынок будет приведен в порядок в мае 2017 года, а его деятельность организует не управа части города, а Vaksali Turg OÜ, который рассматривает ходатайства предпринимателей, желающих получить торговое место. Если условия подходят, то заключается договор об аренде.

И напоследок мы решили узнать, чем же заменят киоски. Предприниматели в один голос говорят о том, что вместо их киосков, которые приносили прибыль управе части города (2000 евро в месяц и 24 тысячи евро в год – как минимум!), тут посадят траву и цветочки. «Вопрос о том, что именно будет на этом месте, решит Департамент городского планирования. Арендные договоры действуют до 31 мая 2017 года», – лаконично ответил Магнус Кийси. 

Комментарии
Copy
Наверх