Елки-палки, лес густой!

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Принцип Герберта Цуккера – трепетное отношение к каждой травинке и каждой букашке.
Принцип Герберта Цуккера – трепетное отношение к каждой травинке и каждой букашке. Фото: архив Андрея Бабина

«Елки-палки» – так называется только что вышедшая книга известного радиожурналиста и природоведа Герберта Цуккера, ставшая продолжением двух предыдущих: «Земляничная форель» и «Воробьиные ночи».

Новая книга Цуккера – это сборник коротких рассказов, очерков, зарисовок, эссе. Общая тема, естественно, все та же: человек и природа.

Словом и кистью

Этой книгой Герберт Цуккер, два с половиной года назад отметивший 75-летие, продолжает выполнять свою миссию – учит нас любить природу, беречь ее, познавать, удивляться всем ее явлениям. А главное – жить в гармонии с природой. Ибо человек – лишь ее часть, а никакой не владыка над ней, пытается доказать Цуккер. Делает он это словом и, будучи талантливым художником, кистью – то есть своими картинами. Вот и новая его книга проиллюстрирована замечательными пейзажами автора. Кроме того, каждая глава открывается его же стихотворением.

Цуккер посвятил «Елки-палки» светлой памяти своих дедов – Андрея Матвеевича Смирнова, ветерана Первой мировой войны, кавалера Георгиевских крестов, и Якоба Яновича Цуккера, деревенского портного, впоследствии ставшего агентом по распространению в царской России швейных машинок «Зингер». По словам автора книги, дедушки оказали на него в детские годы очень большое влияние и во многом сформировали как личность.

В некоторых рассказах упоминаются эпизоды из далеких детских лет автора – но, опять же, через призму главной его темы. Как и в предыдущих своих книгах, Герберт Цуккер пытается донести до читателя свое трепетное отношение к каждой букашке, деревцу, животному, грибу, лесному озеру, речке. Делает он это в присущем для него стиле – эмоциональном, трогательном, подчас сентиментальном. Такой подход имеет право на существование, даже подкупает. Однако, как мне кажется, он не освобождает автора от корректного обращения с фактами. Тут Цуккер временами позволяет себе вольности.

Невозможно поверить

Цуккер пишет: «Животных становится все меньше и меньше не с каждым годом, а с каждым днем и часом». Сразу напрашиваются вопросы: каких именно животных становится все меньше с каждым часом? Всех? Какова динамика снижения поголовья? В общем, так и хочется спросить (тем более, что автор – профессиональный журналист), из каких источников взято это утверждение. И следующий абзац: «Человечество вымирает...» На самом деле, как известно, население Земли стабильно увеличивается. Можно привести и другие подобные примеры.

В конце книги автор сокрушается из-за того, что в Эстонии варварски вырубаются государственные леса. А на вопрос, зачем их губят, пишет Цуккер, чиновники отвечают: «Кризис!» Мол, финны свой лес берегут, а эстонский покупают охотно. Невозможно поверить, что кто-то из компетентных чиновников мог так ответить на подобный вопрос. Впрочем, его и задавать не обязательно – достаточно зайти на сайт Центра управления государственными лесами и познакомиться с принципами политики в области лесного хозяйства, в том числе касательно вырубок и восстановления лесов.

На задней стороне обложки книги можно найти такие слова отдавшего несколько десятилетий работе на радио Герберта Цуккера: «Слово написанное – только тень слова произнесенного. Произнесенное – живее, музыкальнее, богаче опубликованного на бумаге слова...» Оставляя за автором право на это небесспорное суждение, замечу, однако, что если даже самый ярый поклонник устного слова решается выступить перед аудиторией со словом печатным, то следовало бы относиться к нему, написанному на бумаге, слову с должным уважением. А значит, и к читателям. Дело в том, что тексты Герберта Цуккера во многих местах требуют элементарной корректуры. К сожалению, та легкость, с которой нынче каждый желающий может издать свою книжку, служит не очень хорошую службу тем авторам, которые недостаточно требовательны к себе.

Комментарии
Copy
Наверх