Новый закон позволяет спецслужбам России полностью контролировать общение людей по телефону и интернету (7)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иллюстративное изображение.
Иллюстративное изображение. Фото: SCANPIX

Российские мобильные операторы и Интернет-порталы потрясены: всеми силами стремясь установить контроль над обществом, Госдума по требованию Федеральной службы безопасности (ФСБ) России возложила на них обязанности, делающие их дальнейшую коммерческую деятельность по сути бессмысленной.  Видимо по этой причине ФСБ будет применять новый закон выборочно.  

На прошлой неделе Госдума приняла т.н. пакет антитеррористического законодательства, которое кроме всего прочего обязывает всех достигших 14-летнего возраста жителей России под угрозой привлечения к уголовной ответственности (до одного года лишения свободы) сообщать обо всех подозрения относительно подготовки терактов или вооруженного мятежа.

Однако наиболее значительное воздействие будет оказывать новое требование закона, обязывающее все российские предприятия телефонной связи с конца июля, в течение полугода хранить содержание всех телефонных переговоров, SMS и других сообщений.

Не просто данные о том, кто кому звонил или отправлял SMS, где именно находились в этот момент люди (т.н. метаданные), но конкретное содержание всех звонков и сообщений. Метаданные по звонкам и сообщениям телефонным фирмам надлежит сохранять целых три года.

До сих пор предприятиям мобильной связи в России не требовалось сохранять содержание звонков и сообщений, обязанность сохранять метаданные ограничивалась полугодовым периодом. Аналогичные требования были установлены и для «организующих распространение информации в Интернете ресурсов», что, видимо, означает крупнейшие Интернет-порталы, например, yandex.ru.

При этом для получения доступа к содержанию телефонных переговоров и сообщений, а так же и к метаданным уже не требуется разрешения со стороны суда, достаточно просто обоснованного требования со стороны ФСБ или других спецслужб.

В отношении всех предлагающих интернет-услуги предприятий – операторов сообщений, социальных сетей, почтовых ящиков - тот же самый закон установил еще одно суровое обязательство: по требованию ФСБ им надлежит расшифровывать любое необходимое спецслужбам сообщение или текст. 

По словам руководителя отстаивающей в России права интернет-пользователей организации Роскомсвобода Артема Козлюка, новый закон одновременно означает тотальное прослушивание людей независимо от того, насколько велики соответствующие ресурсы ФСБ и других спецслужб.

«Можно сказать, что это аналог американского Patriot Act с той лишь разницей, что у нас все это делается публично», - отмечает Козлюк.

Козлюк напомнил о законе, принятом в США после терактов 11 сентября 2001 года, секретные положения которого предоставили Агентству национальной безопасности США (NSA) право тайно прослушивать кого угодно в любом уголке света.

И все же принятие закона еще не обязательно означает начало тотального прослушивания в России всех и вся, поскольку сегодня еще никто не может сказать, кто именно будет все это оплачивать – соблюдение подобных законов не просто накладно, но чрезвычайно накладно.

Согласно оценке одной из самых влиятельных российских деловых газет «Ведомости», стоимость создания и поддержания одной лишь инфраструктуры для сохранения содержания телефонных переговоров составит пять триллионов рублей, что в несколько раз превышает совокупную годовую прибыль всех операторов мобильной связи в России. Для сравнения: предполагаемый объем поступлений в госбюджет России в текущем году  составляет 13,7 триллионов рублей.

«Вряд ли это будет оплачено из государственного бюджета, но даже если и будет, все это все равно сделают за счет наших налогов. Хотя с большой вероятностью не будет, что означает, что операторы и провайдеры просто существенно повысят свои тарифы», - полагает Козлюк.

В настоящее время для России сохранение телефонных переговоров и сообщений за полгода означает необходимость удерживания в памяти столь огромного объема данных, что необходимой для этого инфраструктуры просто не существует, - утверждают в своем обращении к парламенту России операторы мобильной связи и услуг Интернета.

Даже знаменитый Эдвард Сноуден, бывший сотрудник NSA, разоблачивший глобальную прослушивающую деятельность агентства национальной безопасности США, которому Кремль в 2013 году предоставил за это убежище, назвал новый закон невыполнимым и ограничивающим права всех россиян.

По утверждению московского политолога Алексея Макаркина, согласно логике российских спецслужб, возможностей контролировать общество никогда не бывает слишком много.

«Для них важно иметь возможность применять возможности избирательно и карать тех, кого требуется», - заявляет он, - «Многие российские законы применяются избирательно».                  

По оценке Макаркина, прежде всего позволяющий осуществлять широкомасштабное прослушивание новый закон, будет использован против российской политической оппозиции, как либерального, так и националистического направления, а так же, например, и в отношении протестантских религиозных движений.

«Это станет проблемой для всех,  кого считают опасными для властей», - считает Макаркин.

В самый последний момент из пакета т.н. антитеррористического законодательства было изъято положение, позволяющее запретить выезд за рубеж людям, находящимся под следствием по обвинению в экстремизме, что является в России популярной мерой для элиминирования политических оппонентов.

Комментарии (7)
Copy
Наверх