Три плюса для Эстонии от брекзита (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Рауль Ребане
Рауль Ребане Фото: Elmo Riig / Sakala

В брекзите не все так плохо, в таком серьезном решении просто обязана быть и другая сторона. Эстония может вынести из него ценный урок, считает эксперт в области коммуникаций Рауль Ребане.

В начале коротко: 1) мы узнали, как долго живет имперская страсть; 2) мы лучше  чувствуем популизм; 3) мы стали лучшими европейцами.

Имперская страсть

Эстония никогда не была империей, поэтому нам сложно понять людей, инстинкты которых стремятся к экспансии и наращиванию власти. С подобными сильными чувствами мы сталкиваемся постоянно, поскольку в России восстановление империи является государственной и духовной идеологией. В слове «держава» заключена мощнейшая сила, и его используют по любым поводам для обозначения великой цели. В ходу и другие понятия: энергетическая империя, военная империя, культурная империя, оберегающая и защищающая империя.

Россия в этом не одинока. На Олимпиаде в Пекине я встретил молодого образованного китайца, который абсолютно не понимал, почему мы боролись за независимость: «Вы вышли из империи? Империю не покидают! В составе империи всегда лучше». И ни один аргумент против его не переубедил.

Империей была и Великобритания, ведущая страна мира, в которой «солнце никогда не заходит».  Но эти времена прошли, раздел Британской Индии в 1947 году сделал из Великобритании рядовую страну. С этим фактом до сих пор не смирились многие, большая часть комментаторов указывает на то, что «постимпериальный стресс» стал одной из важных причин, что прежде всего пожилые люди проголосовали за выход страны из ЕС. Анализ результатов референдума показывает, что молодые люди больше примирились с ролью Великобритании в качестве просто одной из стран, и проголосовали за Европу.

Вот тут мы можем сделать ценный для нас вывод. После развала СССР прошло всего четверть века, это примерно одно поколение. Брекзит демонстрирует, что это вообще не срок, переход из империи в суверенное государство должен занять минимум три поколения! Юрий Лотман говорил, что поражение в битве под Полтавой спасло Швецию, поскольку освободило страну от империальных инстинктов. Великобритания избавляется от них сейчас, и процесс этот еще не завершился.

Мы должны принять во внимание, что чрезвычайно сильные российские имперские страсти будут держаться еще самое малое полвека, и до конца этого времени следует иметь в запасе много друзей и сухого пороха.

О популизме

Популистский метод общения довольно прост. Целевая аудитория – это, как правило, пожилые люди, менее образованные и низкооплачиваемые. Нужно выбрать какую-то однотипную группу (евреи, мусульмане, богачи, мигранты, гомосексуалисты и т.д.) и со всей яростью обвинить ее во всех наших бедах. Подходит и пропаганда действием, например, факельное шествие. Когда количество ваших сторонников увеличится, надо шагнуть назад и получить имидж «рыцаря, прибывшего на спасение». И идти на выборы.

Этот метод опробован временем, его использует Дональд Трамп, он сработал и перед британским референдумом, этим занимаются у нас и еще много где. Так возникают новые символы: польский сантехник, брюссельский чиновник, исламский мигрант. А если внутри системы есть еще проблемы, а в ЕС их хватает, то такая риторика попадает на плодородную почву. И результаты голосований заставляют удивляться. Брекзит все же окатил многих наивных и доверчивых ледяным душем. Когда возникает экзистенциальная опасность в отношении будущего, деньги на бирже тают тоннами, страны распадаются, народы расходятся и ссорятся между собой, все это заставляет задуматься.

Я с интересом жду в ближайшие недели от наших популистских политиков заявлений в духе «настоящей независимости», призывов организовать в Эстонии такой же референдум. Особого успеха их будущим речам я сейчас не предвижу.

Направление на Европу

Британский референдум  заставил задуматься о том, что будет тогда, когда все страны последуют примеру Великобритании и разбредутся по своим углам. Только одна мысль о том, что можно остаться в одиночестве рядом с соседом, громыхающим оружием, отрезвляет и не оставляет сомнения в выборе между Востоком и Западом.  Аналитик Guardian Филипп Пуллманн в своем анализе «1000 причин брекзита» пишет: «Если бы мы раньше были вовлечены в Европу в большей степени, как и другие, у нас было бы более глубокое понимание о настоящих связях с континентом, а именно то, что мы являемся частью этого континента».

Это важные слова, но пришли они через болезненный опыт. У нас еще есть возможность учиться на чужих ошибках.

Комментарии (1)
Copy

Ключевые слова

Наверх