Отпугиваем птиц и детей (3)

Вячеслав Иванов
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: Repro

Как ни странно, но, кроме террористов, беженцев, футбола, президентских выборов и языковой политики, существует и повседневность, в которой, однако, всегда найдется место для нелепостей.

Про бездушных соседей, которые устраивают полуночные «пати» с грохочущей на весь дом музыкой или затевают ремонт, сверля, долбя и круша бетонные стены в самое неурочное время, написано столько, что на этом фоне полные собрания сочинений классиков марксизма-ленинизма вкупе с графом Толстым и обоими Александрами Дюма смущенно бледнеют. Но, оказывается, достать жаждущих покоя можно и продуктом высокой культуры.

Кому – Бах, а кому «бабах!»

В нашем заурядном ласнамяэском дворе, образованном двумя Т-образными девятиэтажками и потому обладающем особой акустикой, живет довольно странный меломан. С наступлением теплых дней он при помощи мощных колонок периодически оглушает ближних своих… нет, не бешеным рок-н-роллом и даже не джазом, а самой что ни на есть разнузданной классикой.

Вивальди, Доницетти, Моцарт, Бах и Бетховен попеременно ублажают слух любителя изысканных мелодий, а заодно и всех без исключения жителей квартала – резонанс от бетонных стен оглушительный, посторонних шумов, которые могли бы хоть частично заглушить концерт, нет, так что наслаждаться бессмертными произведениями приходится буквально каждому, кто оказался в пределах слышимости. Спасибо доброму человеку, он потчует публику репертуаром для избранных исключительно в разрешенные правилами часы – начинает не раньше десяти утра и заканчивает не позднее девяти вечера, да и то не каждый день…

Долгое время я не мог понять, чем руководствуется неведомый мне меломан (точно определить, какое из открытых окон является источником божественных мотивов, я так и не смог,  а сам любитель классики в окне не маячит). В какой-то момент мне даже вспомнился профессор Выбегалло из сказки братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», который вывел лабораторным путем модель человека, желудочно неудовлетворенного, и занялся, по его собственному выражению, насильственным внедрением культуры, заставляя своего питомца слушать магнитофонные записи, в том числе и классическую музыку. Уж не поставил ли перед собой такую же цель любитель симфоний и опер из Ласнамяэ?   

И только совсем недавно я прозрел. Точнее, совершенно посторонний человек открыл мне глаза. Я в очередной раз торчал посреди двора, вертя головой в бесплодных попытках определить источник звуков. Проходивший мимо человек проникся сочувствием и в нескольких кратких, но энергичных выражениях прояснил для меня суть происходящего. Рассказанная им история по степени странности мало в чем уступает версии с Выбегалло, разве что без гомункулуса. Излагаю услышанное с некоторой редактурой, не меняющей сути.

Тонкий психологический расчет

«Эта пожилая леди (неопределенный артикль), типичная представительница женской половины семейства псовых (тот же артикль), вообще потеряла свой ум сексуальным способом, падшая женщина (восклицательный знак). Она (артикль), пожилая представительница разлагающегося в природной среде трупа животного, таким способом гоняет со двора детей, потому что (артикль), не выносит детских криков… Вон, видите, на четвертом этаже лоджия до половины заложена досками? Это она, пожилая падшая леди, специально загородилась, чтобы ей коктейль Молотова не бросили!..»

Ситуация, согласитесь, небанальная. С одной стороны, вроде бы культура продвигается в массы. Но велика ли польза, если ее внедрение осуществляется вопреки воле окультуриваемых? Мужики сомневаются. Но главное – цель! Известно, что на некоторых аэродромах держат специально обученных ястребов (не в политически иносказательном, а в самом прямом смысле слова), которые разгоняют стаи ворон или чаек, мешающих нормальной работе воздушной гавани. А если таких пернатых патрульных нет, то радиослужба аэропорта периодически включает 150-децибельные динамики с записью птичьих криков, предупреждающих об опасности. Но использовать «акустическое оружие» против детей…

Хотя согласен, элемент инновативности в таком подходе имеется. Заметьте: пожилая леди использует применительно к надоедливым тинейджерам не какой-нибудь там «хеви-металл», который был бы им по кайфу, и даже не диско, а продукт повышенной токсичности, против которого у неокрепших подростковых организмов нет иммунитета. И ведь действует безотказно: когда пожилая леди включает свое «симфо», подростковые крики во дворе прекращаются…

Однако паче инновации в этой ситуации присутствует элементарное хамство. По большому счету не имеет значения, потчует ли хам окружающих отборным матом, убойными ритмами в стиле «Рамштайна» или мелодичными, но запредельной громкости звуками арии Una furtiva lagrima, если все это происходит без согласия тех самых окружающих. Во всех перечисленных случаях хам игнорирует чужое мнение, ставя свои собственные интересы выше всего остального. И неважно, носит ли он (она) при этом рваные «треники» или пенсне на шелковом шнурке, разит от него (нее) семидневным перегаром, или он (она) благоухает нежной душистой фиалкой.

От перемены мест слагаемых…

В столичных масс-медиа много пишут о борьбе жильцов Старого города и особенно примыкающих к Ратушной площади его кварталов с шумом, который производят по ночам посетители здешних увеселительных заведений. Для этой цели создана даже особая инициативная группа, которая занимается перепиской с муниципальными властями, а при необходимости – составлением претензий и исков в судебные инстанции против особо упертых владельцев пабов и баров. Борьба идет с переменным успехом, но она идет, и время от времени утомленные ночными шабашами жители даже одерживают победы местного значения.

В Ласнамяэ пока про такие группы ничего не слышно. Может быть, потому, что режим спального района в основном соблюдается, разве что с эпизодическими нечастыми нарушениями. На общем фоне описываемый случай, пожалуй, скорее исключение. Хотя тем, кто живет поблизости (то есть не меньше двух тысяч человек), легче от этого не становится.

Тут есть одна парадоксальная деталь. Таллиннский Старый город, по версии ЮНЕСКО, являющийся частью мирового культурного наследия, страдает от ночных громыхающих современных ритмов и пьяных дебошей. В Ласнаямэ, который, по версии бывшего мэра столицы Тыниса Пальтса, является рассадником бескультурья, жителей донимают звуками произведений, входящих в мировую сокровищницу культуры. К тому же исключительно в дневные часы. Хотя в принципе – что в лоб, что по лбу. Бывают ситуации, когда симфонический концерт стоит ночного дебоша.

Комментарии (3)
Copy

Ключевые слова

Наверх