Тоомас-Хендрик Ильвес: сейчас происходит «путинизация» медиапространства (12)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тоомас-Хендрик Ильвес.
Тоомас-Хендрик Ильвес. Фото: Sander Ilvest

В Варшаве открывается саммит НАТО, на котором будет принят ряд мер по усилению присутствия Альянса в странах Балтии и Польше, развертывание системы ПРО, а также создание группировки ВМФ НАТО в Черном море. Все эти меры воспринимаются как политика «сдерживания» России. 

Своими мыслями о том, чего добилась НАТО, а чего — Кремль, и каковы будут последствия Brexit, с The New Times поделился президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. В начале октября он покинет свой пост, на котором провел два срока по пять лет, в конце сентября будет избран новый президент. Rus.Postimees приводит выдержку из интервью: 

Что скажете о референдуме в Великобритании? Когда вы проснулись утром после голосования и узнали результаты, какова была первая реакция: «Боже, что же они натворили?!» или «Я этого ждал»?

Я сидел допоздна, ожидал окончательных результатов, понимая, что все идет не туда, куда хотелось бы. Поэтому я не проснулся с этой мыслью, а лег с ней спать: «Это все-таки случилось!» Сейчас происходит своего рода «путинизация» медиапространства, когда на факты нельзя полагаться. Например, сторонники выхода из ЕС твердили о каких-то более 320 миллионах фунтов стерлингов, которые уходят каждую неделю в Брюссель. А когда им задают вопрос, откуда такая информация и что это за деньги, они отвечают: «Ой, это неправда. Мы вообще этого не говорили». Теряется вообще смысл информации. Считается, что такое возможно только в авторитарных государствах. Теперь выясняется, что это возможно и в демократическом обществе. Можно врать, врать, врать. А потом еще и врать, что ты не врал.

Вы упомянули Путина...

Я не имел в виду его конкретно. Хорошо, давайте изобретем новый термин: «сурковизация» медиа. Проблема в том, что в странах с либеральной демократией, таких как США, Великобритания и даже Эстония, ложь работает. В прошлом считалось, и это говорится в Библии, что истина делает человека свободным. Но теперь можно врать без последствий. Даже в моей маленькой стране министры теряли свою работу, если выяснялось, что они врут. А теперь никто не теряет работу из-за лжи.

Как вы считаете, есть ли шанс, что Великобритания все-таки передумает выходить?

Не сейчас. Невозможно теперь сказать: «Упс, это была ошибка». Таковы условия сделки, которую выторговало это правительство. Будьте любезны принять ее условия.

Что дальше ждет Европейский союз?

С уходом Великобритании в ЕС становится меньше сторонников свободного рынка, свободной торговли, свободы выбора. Евросоюз точно станет более «дирижистским», ориентированным на государственное управление экономикой. Этого точно станет больше.
 

Что происходит с оставшимися в Эстонии 60–70 тысячами так называемых «неграждан»? Вас это беспокоит?

Сегодня уже нет. Нам не о чем беспокоиться. Если проверить разницу в доходах на одном берегу реки Нарва, то в эстонском городе Нарва пенсия у бабушки выше, чем средняя зарплата в Ивангороде, по другую сторону реки. Эстонские русские могут беспрепятственно ездить по Европейскому союзу, в том числе и неграждане, в то время как российские граждане после появления «вежливых зеленых людей» в Крыму и событий на Украине могут надолго забыть о мечте ездить в Европейский союз без виз. Теперь к этому списку еще добавились и стычки в Марселе. 

Но речь же не только о пенсиях и возможности ездить без виз по Европе. Есть проблема идентичности. Если люди себя не идентифицируют с Эстонией, зато охотно смотрят телепрограммы, в которых ее называют фашистским государством, — это ведь проблема?

Да, проблема этих телепрограмм. При этом люди живут в Эстонии и никуда не уезжают. Если вы считаете, что живете в ужасающем месте и при этом не чувствуете когнитивный диссонанс, вам не помочь. Но, в любом случае, история с «вежливыми людьми» сработала единожды, потому что никто этого не ожидал и не знал, что будет дальше. Не думаю, что это повторится. Но даже если «вежливые люди» окажутся в эстонском лесу и наткнутся на эстонского охотника, я им не позавидую. Рискованно это.

Но все же страны Балтии часто говорят об опасности, исходящей от России. Какая именно опасность имеется в виду?

Могу отвечать только за Эстонию. Во-первых, когда вылетаешь из эстонского аэропорта, никогда не можешь быть уверен, что не налетишь на российский военный самолет, потому что они летают с выключенными транспондерами. У гражданского самолета нет большого радара, поэтому все самолеты оснащаются транспондерами, которые подают сигнал: «Я здесь!» Сергея Лаврова, министра иностранных дел России, не раз об этом спрашивали, но он все время уходит от ответа. Российские самолеты летают над американскими кораблями на Балтике. Может, они таким образом думают напугать американцев? Но такая тактика работает на нас: она лишь убеждает американцев в том, что мы не параноики, что эстонцы, другие балты — не сумасшедшие, навыдумавшие страхи на пустом месте.

Но вы хотели бы, чтобы присутствие НАТО в Балтии еще усилили?

Пока нет. Сейчас достаточно того, что есть. Но если начнется эскалация, противостояние, то тогда захотим.

Вспомним саммит НАТО в Бухаресте в 2008 году. Я знаю, что вы считаете ошибкой решение не давать тогда дорожную карту Грузии и Украине?

Да. Я говорил это тогда и говорю это сейчас. В Москве тогда решили: «Раз мы их запугали, значит, теперь мы должны что-то предпринять».

Могут ли предложить Грузии и Украине членство в скором времени, ведь обстановка сильно изменилась?

Ситуация изменилась, и не в лучшую сторону. Можно сказать, что процесс расширения и ЕС, и НАТО заморожен на неопределенное время. Это — успех Москвы, результат тактики угроз и шантажа, которую она применяет. Но есть и другие причины — Brexit, например. В этих условиях никто в ЕС не хочет всерьез думать о расширении.

Вы недавно выпустили на мировом лейбле Universal CD-диск «Teenage Wasteland» с подборкой самых любимых песен вашей юности — хитов 60-х и 70-х годов. Что вас подвигло это сделать?

Я слушаю музыку постоянно. Я — меломан. Мой бывший советник по безопасности — тоже. И он мне говорил: «А почему бы не собрать вашу любимую музыку на одном диске?» В общем, мы решили сделать благотворительный диск, чтобы деньги от его продажи пошли на тяжелобольных детей. Есть благотворительная организация, которая дарит больным детям так называемый «день мечты», когда ребенку дают то, на что он и не мог надеяться. Например, прокатиться на вертолете. Но ведь, чтобы арендовать вертолет, нужны деньги, так? Доходы от CD пойдут именно на это.

Комментарии (12)
Copy
Наверх