День зависимости, или 20 лет спустя

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Как ни удивительно, человек на катере спасется, хотя огненный шторм и пройдет по нему катком.
Как ни удивительно, человек на катере спасется, хотя огненный шторм и пройдет по нему катком. Фото: wikimedia.com

Сиквел к знаменитому «Дню независимости» Роланда Эммериха оказался не хуже оригинала ни по пафосу, ни по убойности, ни по наслаждению, которое испытывают зрители, когда человечество в лице его лучших представителей сносит башку очередному звероящеру со звезд.

Немногие помнят о том, что «День независимости» 1996 года был самым первым фильмом-катастрофой, в котором злобные враги человечества разрушали весь мир. До того disaster films ограничивались чем-то локальным, будь то один самолет, один корабль (желательно «Титаник), как максимум – один аэропорт. Именно Эммерих положил начало соревнованию под лозунгом «разрушь Землю как можно оригинальнее да основательнее». Правда, соревновался он в основном сам с собой: то обрушивал на нас климатические изменения в «Послезавтра», то устраивал сверхземлетрясение в «2012». День независимости превращался в день зависимости. Зависимости от того, что все в итоге будет хорошо.

Меньше харизмы – крупнее катаклизмы

Но первым был все-таки «День независимости», в котором планету атаковали ужасно огромные корабли инопланетян. Зависнув над самым крупными городами, они расхреначивали их до основания. Картины гибели современной цивилизации завораживали: Вашингтон, Нью-Йорк, Москва, Лондон, Париж, Пекин превращались в пыль за считанные минуты. Противостоять пришельцам, казалось бы, невозможно, поток раскаленной плазмы сжигал все на своем пути, в то время как ответный удар натыкался на силовое поле, окружавшее все корабли.

Но, конечно, находились индивиды, которые обнаруживали у пришельцев слабые места. Военный пилот Стивен Хиллер (Уилл Смит) умудрился взять языка, предварительно дав пришельцу по наглой уродской морде. Очень умный инженер Дэвид Левинсон (Джефф Голдблюм) умудрился разгадать код, посредством которого залетные сволочи координировали усилия, и вдобавок сообразить, как запустить в корабль-матку компьютерный вирус – такой, чтобы отключить на какое-то время силовые поля. Наконец, бравый президент США Томас Уитмор (Билл Пуллман) умело организовывал сопротивление и пламенными речами вдохновлял людей окрест.

Разумеется, все это – чистая ненаучная фантастика: и написанный гением на коленке компьютерный вирус, и невнятные силовые поля, и тот факт, что герои каким-то чудом избегают гибели и сходятся вместе. Сюда добавлялись ляпы общего плана: в одном из кадров мелькала карта Российской Федерации образца 1996 года, на которой обозначались кириллицей главные тамошние населенные пункты – МОСКВА, ПЕТРОГРАД (!) и удивительный город НОВОСЙОЙРСК (!!!). Наконец, в какой-то момент возникала, так сказать, конспирологическая перчинка: президент США узнавал, что проект «Розуэлл», в рамках которого, как гласит молва, американские спецслужбы много десятков лет изучают разбившуюся летающую тарелку, – это не выдумка, а самая что ни на есть правда.

Позднее в «2012» Эммерих наплюет на остатки здравого смысла и будет оперировать предсказаниями индейцев майя, а также «ускорившимися нейтрино». И зритель все это с радостью поглощал, потому что – много ли нам надо? Ведь, с другой стороны, герои «Дня независимости» харизматичны, мужчины храбры, женщины красивы. В последний момент все спасаются, а кто не спасается, тот гибнет героически остальным на зависть.

В продолжении «День независимости: возрождение», увы, с харизматичностью все не так хорошо. Беда в том, что Уилл Смит отказался играть в сиквеле – то ли принципиально, то ли потому, что снимался в то же время в «Отряде самоубийц». Соответственно, в сценарии его герой умер много лет назад (разумеется, смертью героя), зато действует его сын, тоже капитан Хиллер (Джесси Ашер), пилот-ас. Однако его роль в событиях не столь велика, как у его друга-врага Джейка Моррисона (Лиам Хемсуорт), который, увы, харизмой Уилла Смита не обладает совсем.

Интернационал против сволочи

Зато в сиквеле есть Дэвид Левинсон и Томас Уитмор: первый стал главным экспертом по пришельцам, второй – теперь уже бывший президент США, по-прежнему мучимый кошмарами и видениями (в первом фильме он вступил в телепатический контакт с пришельцами, и оказалось, что это уже навсегда). Хуже того, из 20-летней комы выходит длинноволосый доктор Брекиш Окунь (Брент Спайнер), а еще мы видим отца Левинсона, Джулиуса (Джадд Хирш), который выглядит ровно так же, как в 1996 году. Старый еврей по-прежнему обзывает кого ни попадя поцами и шлимазлами, а еще он издал книгу «Как я спас мир»; что характерно, в тот раз он его и правда спас, но об этом все забыли: Джулиус ездит по домам престарелых, однако покупать его том никто не спешит.

Роланд Эммерих – хороший режиссер, он понимает, что всегда есть связь между прошлым и будущим. Атака пришельцев два десятка лет назад не могла не изменить мир. Города отстроены, инопланетные технологии освоены, почти никто, кроме диких африканских племен, ни с кем не воюет, наоборот, все политики мира дружат, чтобы подготовиться к следующему нападению. Первый рубеж обороны – Луна, причем командует тамошней станцией китаец. Китаю вообще уделяется немало экранного времени, так, единственная женщина-пилот в команде Хиллера – китаянка Рэйн Лао (ее играет китайская звезда Ян Ин, она же Анджела Бэйби).

Есть тут и Африка в лице вождя Умбуту (Деобиа Опарей), умеющего убивать пришельцев двумя ножами со спины и вдобавок оказавшегося прирожденным лингвистом: он в одиночку сумел разгадать их язык. Есть и француженка, психолог Катрин Марсо (Шарлотта Генсбур). А вот русских в сиквеле нет совсем – видать, отшумела слава Москвы, Петрограда и Новосйойрска...

Так или иначе, начинается фильм реалистически: как человечество ни трудилось, готовясь встретить инопланетян прицельным огнем, все рубежи обороны сметаются еще более огромным, чем в первом фильме, кораблем: тот шутя уничтожает лунную базу и затем садится на Землю, закрыв собой, кажется, весь Атлантический океан. Вашингтон, Пекин, Лондон и прочие столицы разрушают во второй раз, но наши герои справятся и с этой напастью. Тем более что накануне атаки к нам прилетело еще одно инородное тело, и оно, судя по всему, враждебно пришельцам, а значит, в целом дружественно.

И начинается типичный Эммерих: три десятка героев активно приключаются на суше, на море, в воздухе и в космосе. О том, что тут нет Уилла Смита, очень скоро забываешь. Ибо мужчины по-прежнему храбры, женщины красивы, в последний момент все спасаются, а если не спасаются, то гибнут героически. Море пафоса, героизма, любви – всё лучше, чем политические хари по телевизору. В финале самому большому звероящеру со звезд снесут башку, не сомневайтесь. 

Комментарии
Copy
Наверх