Олев Ремсу: двойное гражданство и критерии оценки человека

, писатель
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Олев Ремсу
Олев Ремсу Фото: Ergo Kuld

Рассуждая на тему двойного гражданства, колумнист Олев Ремсу пишет о том, что если человек имеет гражданство только одного государства, это не дает никаких гарантий, что он является патриотом своей страны.

В последнее время на повестке дня вновь по­явился вопрос о двойном гражданстве. Член Рийгикогу от партии EKRE Хенн Пыллуаас назвал недопустимым иметь гражданство сразу двух стран и пригрозил кулаком в адрес тех парламентариев, у которых оно якобы есть, добавив, что они отстаивают интересы других государств.

На самом деле, мы имеем дело с очень старой темой и желанием шовинистических кругов привлечь к себе внимание с ее помощью. Принцип таких людей примерно следующий: Эстонию – на замок, и тогда все наши проблемы будут решены. Грустно, что у такой совершенно необоснованной точки зрения находятся сторонники. Однако политика и есть буйство эмоций с отсутствием логики. При этом хочу отметить, что я сам не защищаю людей с двойным гражданством, а лишь пытаюсь разобраться в моральной основе нападок на тех, кто им обладает.

Да, в Законе о гражданстве в статье 1 части 2 говорится, что гражданин Эстонии не может иметь одновременно гражданство какого-либо другого государства. Однако в законе есть брешь, из-за которой обладателей двойного гражданство пока никто не трогает.

Статья касается только граждан Эстонии, которые получили эстонский паспорт в ходе процесса натурализации. Граждане нашей страны, ставшие таковыми по рождению, могут по своему собственному усмотрению быть и гражданами какой-либо другой страны. Об этом не говорится напрямую, но это следует из другой статьи, согласно которой никого нельзя лишить гражданства, полученного по рождению. Даже в том случае, если человек становится гражданином другой страны.

И менно тут затаилась первая проблема – граждан изначально делят на два сорта: на тех, кто получил свой пас­порт по рождению, и на тех, кто получил его в процессе натурализации. Такое деление немного попахивает апартеидом, яд которого, правда, еще не смертелен. Но возможности для обострения ситуации налицо. Например, между теми, кто имеет двойное гражданство, и теми, у кого гражданства нет вовсе. Ситуация взрывоопасная. С другой стороны, кого-нибудь может начать распирать от гордости: мол, только я настоящий эстонец, только я истинный гражданин. И это только будет подливать масла в огонь.

Вторая проблема заключается в том, что закон обязывает чиновников вынюхивать информацию о людях. И это уже само по себе мерзко. Сейчас определение людей с двойным гражданством затруднено, например, из-за того, что Россия не выдает информацию о том, является тот или иной человек ее гражданином.

Можно представить себе ситуацию, если кому-то придет в голову усилить контроль с нашей стороны, и для этого, например, разрешить обыс­кивать дома людей, в отношении которых есть сомнения, чтобы найти у них паспорт другой страны. А если это не приведет к желаемому результату, то нужно послать разведчиков, чтобы они раскопали информацию в государст­венных архивах или подкупили чиновников. Я всерьез опасаюсь, что таким предложениям у нас некоторые люди аплодировали бы, так как с врагом нужно бороться, и такая борьба является крайне патриотичной.

Противники двойного гражданства в своих речах выражают абсолютную уверенность в аморальности этого явления и ждут такого же отношения к нему от других. А если кто-то не согласен, то он играет на руку врагам! Это означает, что по каким-то внешним признакам можно определить, кем является человек. Ты гражданин такой-то страны, а это значит, что ты являешься носителем той или иной (безусловно, враждебной к нам) идеологии.

Интересно, с помощь таких примитивных заявлений противники двойного гражданства пытаются сознательно переманить доверчивых людей? Тех, которым не приходит в голову сомневаться в чем-либо, если это говорит какой-то авторитетный человек, тех, кто не хочет проверять информацию, которую ему пытаются навязать, тех, кто думает, что сомнение – это предательство. Или у авторов таких заявлений и у самих не все в порядке с адекватным восприятием мира?

В поисках врага по каким-то внешним параметрам нет ничего нового. Такие методы использовали все, кому для того, чтобы прий­ти к власти и удержать ее в своих руках, требовались враги (в том числе внутренние), – это сторонники различных диктатур, в особенности большевики и нацисты.

Из истории мы знаем, как по количеству гектаров земли определялось, является ли крестьянин кулаком и следует ли его сослать в Сибирь, а по числу квадратных мет­ров в квартире – является ли человек буржуем и подлежит ли он ликвидации. Простой способ определить политическую лояльность понятен последнему тугодуму, и поэтому его можно вовлечь в этот процесс.

Нацисты измеряли форму носа, изучали родословную и на основании этого делали заключение – являешься ли ты своим или нет. Ничего сложного, с такой задачей справится каждый. Сразу хочется внести свою лепту. А если удастся разоблачить кого-то неугодного, то сразу завоюешь уважение товарищей.

Если мнение, согласно которому двойное гражданство является априори плохим, не мотивировано завистью, то выражающий его должен быть уверен в том, что человек с двойным гражданством более опасен для нашего государства, чем с одним гражданством или вовсе без оного. Но каким образом? Этого никто не поясняет.

Если кто-то боится шпионов, то у них в кармане спокойно могут быть паспорта сразу нескольких государств.

При этом культивируется поиск врагов, разжигается ненависть в отношении шпионов. И не нужно даже их разоблачать, достаточно умышленно отравить воздух. Шпиономания – это один из самых странных и параноидальных видов ксенофобии. В то же время, это хорошо опробованный метод, чтобы взрастить в людях ксенофобию.

При обличении людей с двойным гражданством не стоит забывать, что до сих пор главными предателями нашей страны были только ее граждане. Например, члены фракции коммунистов в Рийгикогу в начале 1920-х годов, члены правительства Йоханнеса Вареса, а также современные российские агенты. Следовательно, если человек имеет гражданство только одного государства, это не дает никаких гарантий, что его обладатель является патриотом своей страны. Охотники за двойным гражданством пытаются убедить нас в обратном – это то, за чем может скрываться настоящий враг.

Что бы мы ни брали за основу – право и справедливость, закон и совесть, мы должны признать, что на основании одного только гражданства (или нескольких) нельзя определять политические симпатии человека, его любовь к родине или ее отсутствие.

Давайте подумаем еще. Если бы у нас было много людей с двойным гражданством, то с большой вероятностью у нас было бы много граждан, которые тесно связаны с той или иной страной. Для нас это означало бы более крепкую дружбу с этой страной.

Например, если у кого-то было бы гражданство Португалии и Эстонии, то вряд ли бы этот человек (если он, конечно, не является злостным шпионом) разжигал бы ненависть между этими двумя странами. Гораздо вероятнее, что он бы желал более тесного сотрудничества между государствами, будь то сотрудничество в экономической или культурной сфере или просто дружба между жителями этих стран. Мы бы научились лучше играть в футбол, из диванных болельщиков превратились бы в болельщиков, которые ходят на стадионы.

И это относится не только к Португалии, но и ко всем другим странам, если не считать единичных случаев, которые являются исключением. Но эти исключения обусловлены не двойным гражданством, а конкретными людьми, и если срывать с них маски в ходе общей истерии, то это не даст никаких результатов.

С запретом двойного гражданства мы закроем себе дорогу в остальной мир и начнем вариться в собственном соку. Хотите, я скажу, когда эстонцы начнут боготворить чернокожих и/или мусульман? Когда они принесут Эстонии на Олимпиаде несколько золотых медалей.

В нашей стране слишком много государственного и национального эгоизма, который необходимо чем-то разбавить, и помочь в этом может только ЕС. Некоторые хитроумные манипуляторы пытаются с помощью призывов скормить народу идеи автаркии (замк­нутой экономики) и изоляции от остального мира, и находятся те, кто, не зная историю, этим призывам внемлет и строит на них свои убеждения.

Да, в нашей стране делается много ошибок. Да, сливки нашего общества порой ведут себя постыдно. Да, распространена коррупция и взяточничество. В каком-то смысле люди у нас думают только о том, чтобы положить себе копеечку в карман, а лучше две, и чтобы не нужно было при этом платить государству налоги.

Однако то, что тему двойного гражданства вновь вытащили на свет, никак не поможет нам выбраться из этой моральной дыры, даже если тот или иной обладатель двойного гражданства в итоге окажется аморальным. Подобное обличение – это только способ отвлечь от настоящих проблем.

Комментарии
Copy
Наверх