Культура: локомотив или последний вагон?

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Главная проблема культурной политики — неопределенность.

Является ли культура роскошью, которую можно себе позволить лишь тогда, когда у государства есть определенные средства? Или же культура сама могла бы стать двигателем экономики? Кого вообще должно поддерживать государство?

Основной проблемой политики в области культуры является неопределенность того, какие приоритеты должны быть установлены, почему именно и каким образом это должно быть сделано.

Рассматривая культуру как роскошь, очень удобно во имя достижения бюджетного баланса урезать отпущенные на нее статьи расходов. При этом можно выступать в роли поборника культуры, демонстрируя себя на премьерах или на Певческом празднике. То, что надо не только сохранить культуру, но и развивать ее, остается без внимания.

Возьмем хотя бы риторику относительно экономики творчества. За ней может скрываться бессмысленное сотрясение воздуха, а в самом худшем случае и злонамеренные планы. Что-то такое, что напоминает бросание котят в воду — смотрите сами, выплывите или утоните. С другой стороны, в каких-то сферах культура может быть настоящим локомотивом.

Например, недавняя публикация докторанта Тартуского университета Андреса Куузика свидетельствует о том, что культурные мероприятия мотивируют туристов повторно приезжать в нашу страну. Это только один пример того, как культура может влиять на какую-то иную сферу, в данном случае на туризм, что, в свою очередь, сулит новые доходы.

Или архитектура: хороший архитектор выбирает хорошего инженера и дизайнера, которые, в свою очередь, нуждаются в хороших рабочих, что при удачном раскладе может создать целую экспортную цепочку.

Вместе с тем существует целый ряд отраслей культуры, которые не могут без поддержки оставаться на высоком уровне. Нам нужны писатели, композиторы и художники, но их целью не может быть экономика творчества.

Это предполагает проведение переговоров и принятие решений в сфере культуры. Но что можно сказать о культуре, если даже в руководимой тем же самым министром спортивной сфере финансирование спортивных союзов зависит от того, насколько изворотливого члена Рийгикогу умудрится заполучить себе в качестве руководителя тот или иной союз.

Определение приоритетов означает, что все сразу не может быть самым важным. Делая выбор, невозможно всем одинаково лучезарно улыбаться.

Однако в составах многих правительственных кабинетов и при назначении министров на уровне партий можно отметить, что пост министра культуры не считается особо ответственным и существенным (разумеется, бывают и исключения).

Ведь среднестатистический избиратель вроде как не считает вопросы культуры особо важными. Отсюда вывод — именно в руках избирателя находится тот самый единственный рычаг, который позволяет направлять развитие культуры. 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх