Если Трамп победит… (2)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юри Луйк
Юри Луйк Фото: Pm

Может ли Трамп победить на президентских выборах в США? Разумеется, может. О том, что следует в этом случае делать Эстонии, пишет директор Международного центра оборонных исследований Юри Луйк.

Партийные съезды в США закончились – кандидатом от Республиканской партии стал Дональд Трамп. Еще недавно в это было трудно поверить. Не имеющий никакого политического опыта ведущий реалити-шоу, к амбициям которого в сравнении с другими известными кандидатами в партии относились скорее с юмором, стал официальным кандидатом в президенты США.

Трамп, видимо, не разделяет возникшее после Второй мировой войны общепринятое понимание того, что США является ведущим государством свободного мира. Ведущая роль Америки основана не только на военной силе, она основана, прежде всего, на ценностях, которые отстаивают также многочисленные союзники США по всему миру. Эти союзнические отношения обеспечили США экономический успех и военную безопасность. В истории США были изоляционистские периоды и ранее, например, перед Первой и Второй мировыми войнами. Эти трагические события четко показывают, насколько опасно положение, если Америка замкнется в себе.

По мнению Трампа, США не подходят на роль лидера свободного мира, поскольку им нечего предложить (название последней книги Трампа было «Изувеченная Америка»). В его представлении Америка является убогой и нищей, а союзники высасывают из нее последние соки. В последние недели Трамп заявлял, что НАТО отжила свое, что он взвесит возможность признания аннексии Крыма. Он призвал Россию взломать электронную переписку его соперника по выборам. Поддерживающий его Ньют Гингрич, бывший спикер Палаты представителей, бывший сторонник расширения НАТО, высказался еще более откровенно, заявив, что Эстония является пригородом Петербурга, ради защиты которого не стоит рисковать, ввязываясь в войну. Хотя Трамп прямо так не высказывался, Гингрич просто разъяснил логику Трампа более просто.

Нет сомнения в том, что для Эстонии вышеописанное является серьезной проблемой с точки зрения безопасности. НАТО защищает своих членов при помощи сдерживания устрашением, об этом много говорилось при проведении анализов результатов саммита в Варшаве. Но сдерживание устрашением является интеллектуальной конструкцией, согласно которой жизненные интересы США, т.е. и защита их безопасности начинаются с реки Нарва. Если президент США утверждает обратное, то это заметно снижает момент сдерживания устрашением. Таким образом ломается автоматизм применения статьи 5 и больше нет особого значения и у бизнес-логики  – защищают тех, кто больше платит. Стоит напомнить, что расходы на оборону предназначаются для увеличения собственных оборонительных возможностей, а не для «платы» Америке. Другими словами, ставки на выборах в США для Эстонии существенны. Совершенно нетрадиционно одной из актуальных тем предвыборной борьбы в США стала тема НАТО, Россия и даже конкретно оборона Эстонии, причем взгляды одного из кандидатов для нас совершенно неприемлемы.

Может ли Трамп победить? Разумеется, может. По большому счету американские избиратели не очень-то доверяют нынешним политикам мейнстрима. Они хотят разрушить нынешнюю систему, а для этого Трамп подходит лучше всего. Это несмотря на то, что Трамп нарушил все неписанные политические правила хорошего тона, оскорбил все меньшинства, был политически совершенно некорректен, на общегосударственном уровне по популярности он шел примерно в ногу с Клинтон, правда, обычно чуть позади. Его подходы к проблемам свободной торговли, миграции и терроризма оказались неожиданно популярными в США, поэтому ему может помешать его собственный стиль ведения кампании, если он со своими оскорблениями зайдет слишком далеко.

Так что будем исходить из предположения, что с 20 января президентом США может стать телезвезда и гостиничный бизнесмен Доналд Трамп. Не обязательно станет, но может стать. Разумеется, что и на следующий день жизнь в Эстонии пойдет дальше, но нет сомнения в том, что в скором времени Россия начнет проверять границы терпимости нового, совершенно неопытного президента. Президента, который очень неуверенно чувствует себя в области внешней политики, но которого это обстоятельство, если судить по его заявлениям, явно совершенно не беспокоит. Россия начнет так жестко играть с Трампом, как ему до этого никогда не приходилось испытывать ни с одним деловым партнером.

Многие верят, что, если Трамп станет президентом, то он сразу же продолжит проводить обычную основанную на консенсусе внешнюю политику. Это возможно, хотя и маловероятно. Трамп не является выходцем из американской политической традиции по своему воспитанию, взглядам и деятельности. Одна из причин его популярности - как раз вера в то, что его просто невозможно приспособить к нынешней системе. 

В обычных условиях эстонские дипломаты, политики, политические аналитики уже давно бы нашли всех тех своих знакомых, которые консультируют кандидата в президенты. Но у Трампа нет советников, по крайней мере таких, которые профессионально разбирались бы во внешней политике. Есть несколько известных сторонников, хотя бы тот же Ньют Гингрич, но с ним нечего обсуждать. Однако крайне необходимо, чтобы мы нашли дипломатические средства, чтобы сохранить хорошие эстонско-американские отношения. Все договоры Эстонии заключены с США, а не с тем или иным конкретным лицом.

У президента США огромная власть, но ее уравновешивает Конгресс, договоры и соглашения с иностранными государствами. Американская система, согласно которой все платежи бюджета проводятся специальными решениями Конгресса, создает ситуацию, когда по любому более-менее крупному вопросу президенту приходится консультироваться с законодателями. Возможно, что Конгресс и его республиканские фракции в палатах отдалятся от Трампа, в результате чего влияние Конгресса вырастет еще более и он еще более самостоятельно будет влиять на внешнеполитические решения США.

Это значит, что нам необходимо установить еще более тесные отношения с Конгрессом, может, даже увеличить число дипломатов в посольстве в Вашингтоне. Эстонским партиям также не помешало бы укрепить свои связи с Конгрессом. Нет сомнения, что в новом составе Конгресса будет достаточно много конгрессменов, которые знают Эстонию и с которыми нас связывают долгосрочные отношения.

Несмотря на то, что во время кампании у Трампа не было советников, люди, которые реально займут государственные должности, могут оказаться знакомы Эстонии. Очевидно, что президент США не может позволить себе править с помощью узкого круга лиц в ситуации, когда число высших правительственных чиновников (министры, замминистры, помощники министров, руководители агентств и их заместители и т.д.) составляет 1200 человек. Все эти люди должны будут получить одобрение Конгресса. Очень многие республиканцы, эксперты в области внешней политики, которые традиционно занимали ведущие места, испортили свои отношения с Трампом. Так что Трампу остается назначить «технократических» дипломатов (многие из них знакомы Эстонии), которые будут лояльны и которых удастся провести через Конгресс.

В вопросах обороны Эстония сосредоточилась на США, но Трамп вызывает необходимость больше подумать об оборонном сотрудничестве со странами Европы. Понятно, что НАТО не распадется, но президентство Трампа заставит Европу взять на себя более активную роль в НАТО. Значительные сокращения вооруженных сил поставили европейские государства в уязвимое положение. Великобритания, у которой еще имеются значимые военные силы, к сожалению, стала колеблющимся европейцем. Несмотря на Брекзит, следует сохранить активное участие Великобритании в европейских делах.

Председательство Эстонии в ЕС придется на время, когда возможное правительство Трампа будет скомплектовано и заработает в полную силу (обычно американской администрации требуется на это примерно шесть месяцев). Во время своей кампании Трамп относился к ЕС плохо, утверждая, что его создали для того, чтобы «заработать больше денег, чем США». После Брекзита он радовался, что британцы наконец-то забрали свое государство назад. Другими словами, Трамп отказался от давней американской позиции, согласно которой европейская интеграция способствует защите мира и прогресса, поэтому она полезна США. Он рассматривает ЕС скорее как конкурента, ослабление которого полезно Америке. Безусловно, пострадают планы создания зоны свободной торговли. Трудно представить себе Трампа сторонником восточного партнерства. Эстонии придется продемонстрировать чудеса высшего дипломатического пилотажа, чтобы в этой ситуации поддерживать внутреннее единство ЕС и хорошие отношения с США. 

То, что Трамп стал кандидатом в президенты США, является превосходным примером нынешнего совершенно непредсказуемого мира. То, что мы считали само собой разумеющимся, во имя чего работали люди, завтра может оказаться в опасности. Эстония должна защищать свои интересы в любой ситуации. 

Комментарии (2)
Copy
Наверх