«Внедрение»: агент ФБР против Медельинского наркокартеля

, театральный и кинокритик
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фиктивные жених и невеста: Кэти Эртц (Диана Крюгер) и Роберт Мазур (Брайан Крэнстон).
Фиктивные жених и невеста: Кэти Эртц (Диана Крюгер) и Роберт Мазур (Брайан Крэнстон). Фото: wikipedia.com

Картина британского режиссера Брэда Фурмана The Infiltrator (в русском переводе «Внедрение», есть еще вариант «Афера под прикрытием») не вписывается в привычный ряд триллеров, герой которых, агент-супермен, проникает в самое сердце международной преступной организации, отчаянно рискует жизнью каждые две-три минуты экранного времени, вскрывает сейф с секретнейшими документами, петляет по ночным улицам, уходит от погони, за три секунды до взрыва перерезает нужный проводок и обезвреживает бомбу, готовую превратить в прах половину США и две трети ЕС.

Зритель лишен даже возможности, сладко замирая от ужаса, гадать: спасется герой или уцелеет. Законы жанра, конечно, требуют, чтобы герой остался в живых, выполнил невыполнимую миссию и в финале – в безупречном костюме, но со следами смертельных схваток на лице и других частях тела, – либо принял награду из рук президента, либо на фоне заходящего солнца слился в поцелуе с боевой подругой. Но условия игры таковы, что зрителю до предпоследнего кадра позволено сомневаться в счастливом конце.

Внедрение по принципу «сделай сам»

Здесь все не так. В основу картины положена книга воспоминаний бывшего агента ФБР Роберта Мазура, который сегодня, в преклонном возрасте (после описываемых событий прошло 33 года), все еще полон энергии. Герой, таким образом, остался в живых. Погоня в фильме одна: как и положено, машины сталкиваются и переворачиваются. Есть и стрельба, но стреляют мало – второстепенные персонажи во второстепенных. Герой, Роберт Мазур в исполнении 60-летнего американского актера Брайана Крэнстона, на красавца-супермена не похож.

Предыдущая большая роль Крэнстона – в фильме «Трамбо». Знаменитый киносценарист Далтон Трамбо был коммунистом; во время маккартистской «охоты на ведьм» его сначала уволили, а затем посадили в тюрьму за то, что он отказался назвать властям своих единомышленников. Крэнстон играл человека, бросившего вызов мощному противнику – и если не победившего, то, как минимум, не сломленного.

Мазур у Крэнстона – типичный финансист, каковым он и был по легенде. При этом разработать легенду и подкрепить ее артефактами агент должен был самостоятельно: готовившие Мазура специалисты, как пишет он в своей книге, требовали от каждого самому создать для себя фальшивую личность: достать свидетельство о рождении ребенка, который умер в младенчестве, и постепенно, года полтора, сочинять свою историю.

«Я достал копию свидетельства о рождении ребенка по имени Роберт Муселла, – рассказывает Мазур. – Мне было важно, чтобы имя совпало с моим, – в противном случае можно случайно откликнуться на настоящее. Налоговая служба помогла с номером социального страхования, который почти совпадал с моим – это тоже важно, по номеру можно определить место и дату его выдачи... Закончив создавать легенду, я успел «поработать» в инвестиционной компании, ипотечном фонде, чартерной авиакомпании, сети ювелирных магазинов и брокерской фирме. Все это и поручительство двух информаторов одной из преступных семей Нью-Йорка делали меня в глазах преступников надежным человеком. Наркоторговцы постоянно ищут бизнесменов, которые не прочь заняться отмыванием денег.

Поначалу я ни с кем не встречался лично, потом узнал, что со мной хотят познакомиться представители Медельинского наркокартеля из Колумбии. Я встретился с их “брокером” Гонсало Мора. У него было полно связей, но отмывать деньги он не умел...»

Идешь на ощупь, как по болоту

Работа кропотливая, внешне не эффектная. Но на экране она представлена так, что физически чувствуешь напряжение, с которым Мазур-Муселла нащупывает пути к верхушке Медельинского картеля – самого крупного в то время мирового поставщика наркотиков. (Картеля давно нет, но и сегодня Колумбия преуспевает в наркобизнесе!)

Глава картеля Пабло Эскобар появляется в кадре мельком. Остальные наркобароны сыграны подробно и колоритно. Особенно Хавьер Оспина (Юл Васкес), эксцентричный и вечно пьяный красавчик-гей в белом костюме и расстегнутой до пупа рубахе; с виду легкомысленный, но умный и наблюдательный. В критический момент именно от него исходит смертельная угроза – но Оспина, действуя именно так, как положено садистам, решает поиграть с жертвой, как кот с мышью, и пожинает смертельный плод своей затейливости.

Работа агента при таком раскладе – словно продвижение по трясине: тебя могут выдать неосторожное движение, неубедительная интонация, слишком долгая пауза.

Наркокартель показан в разрезе как очень сложная и внутренне неоднородная структура: на самом верху – уважаемые в обществе магнаты, в самом низу – грязные шестерки и киллеры, а посередине – нечто непонятное и страшное, вроде жреца архаичной религии, малость напоминающей вуду. Среди прочего Мазуру-Муселле приходится пройти испытание у жреца, после чего ему начинают доверять абсолютно.

Работа агента под прикрытием не только опасна и трудна, но и разрушительна для сознания. Авторы фильма не скрывают того, что Мазур временами страдает от конфликта между долгом и совестью. Между собой – и образом Муселлы, в который Мазур должен вжиться так, чтобы между его «я» и «я» отмывателя денег наркокартеля не оставалось ни малейшего зазора (иначе провал и похороны за счет государства). Но человек остается человеком, и легенда временами повисает на волоске.

По легенде у Муселлы есть невеста, ослепительная блондинка Кэти Эртц (ее играет Елена Прекрасная из «Трои» – Диана Крюгер, в свои 40 лет выглядящая максимум на 27). Романтические отношения между агентами исключены, Мазур давно и счастливо женат, в семье двое детей, его супруга Эвелин (Джульетт Обри) знает о профессии мужа. Годовщину свадьбы Мазуры отмечают в ресторане, куда, по идее, никто из наркобаронов не заглядывает. Но вот незадача – сюда случайно завернул Гонсало Мора, и Роберт вынужден выдавать жену за секретаршу, празднующую день рождения. А когда официант приносит торт с выведенной кремом надписью «С годовщиной свадьбы», Мазуру приходится закатить скандал, орать, что официант все перепутал, тыкать его лицом в торт – словом, вести себя так, как сам он никогда не поступил бы, в отличие от человека из преступного мира.

Каково быть своим среди чужих?

В своей книге Мазур пишет об опасности стокгольмского синдрома: «Я знал “кротов”, которые стали его жертвой: они долго работали под прикрытием и в итоге проникались симпатией к преступникам». В фильме с героем происходит нечто похожее: обаятельный, лучащийся благородством Роберто Алкайно (Бенджамин Брэтт) становится другом Муселлы, но и Мазур не может не испытывать к нему симпатию. Агент без угрызений совести сдает верхушку картеля, хочет спасти Алкайно – и не может. Потому что Мазур, конечно, автор своей роли, но сценаристом и режиссером драмы государственного значения выступает руководитель операции, холодная и невероятно волевая стерва из ФБР Бонни Тишлер (Эми Райан).

Триллер соединился с психологической драмой. Авторы картины не скрывают: работа спецагента – циничное занятие, надо забыть о чувствах и подчинить себя делу, от которого – в большей или иной степени – зависит благополучие государства.

Операция проведена блистательно. Около 80 главарей наркокартеля попали за решетку на долгие сроки. Отмывавший деньги международный банк ВССI, которым руководили выходцы из Пакистана, прикрыт. Но... Грязные деньги перешли в руки ЦРУ, часть их ушла на «Ирангейт», часть – на поддержку талибов.

Ежегодно в мире отмываются три триллиона «наркодолларов». Если вы ненароком встретите идущего неверной походкой парня в толстовке с надвинутым на глаза капюшоном, если случайно натолкнетесь на бессмысленный остек­леневший взгляд, то поймете: героическая эпопея Мазура – редкий победный эпизод проигранной войны с наркоторговцами.

«Внедрение» (The Infiltrator)

Режиссер: Брэд Фурман

В ролях: Брайан Крэнстон,

Диана Крюгер, Бенджамин Брэтт, Эми Райан

Драма, криминал, 2016, США,

127 мин.

Премьера в Эстонии: 22 июля 2016 года

Комментарии
Copy
Наверх