Город на Январской реке

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Таким каждый день видит Рио-де-Жайнейро Христос-Искупитель.
Таким каждый день видит Рио-де-Жайнейро Христос-Искупитель. Фото: Ксения Репсон-Дефорж

«Бог сотворил мир за шесть дней. А на седьмой он создал Рио-де-Жанейро». (Бразильская поговорка)

Это сейчас Рио-де-Жанейро ассоциируется у нас с Олимпиадой, но и безотносительно нее там тоже хорошо. Еще и потому, что Бразилия в последние годы стала для нас доступнее.

Если раньше по ценам Бразилия была южноамериканской сестрой Норвегии и Швейцарии, то сегодня уровень там вполне эстонский. И если вести себя разумно, поездка в эту страну совсем необязательно введет кошелек в состояние комы, тем более, что и со стоимостью билетов на трансатлантические перелеты нет-нет, да и происходят приятные неожиданности.

Попрячьте ваши денежки

То, что вы слышали о местной преступности, скорее всего, соответствует действительности, но, как и в любом другом мегаполисе, при соблюдении определенных правил, Рио станет для вас «городом счастливых снов» и вы поверите «в кружочек на карте мировой». 

Запасайтесь удобной обувью и белыми льняными штанами: главный панегирист Рио Остап Бендер угадал, что именно понадобится здесь путешественнику в первую очередь. Добавим к этому гаджеты для снимков, пауэрбанк для их зарядки, минералку в рюкзаке и немного наличных. С кредитками в Южной Америке лучше быть поосторожнее: после поездок на тот край земли нередки случаи таинственных исчезновений денег с банковских счетов. И, кстати, великий комбинатор в мгновение ока слился бы с окружающей средой и стал настоящим cariocа, как называют себя жители Рио, поскольку легкий аромат аферы, плутовства и космополитизма, а еще сладкий – цветов, соленый – океана и горький – кашасы с лаймом, разлит здесь повсюду. 

Несмотря на то, что великий преобразователь Бразилии Жуселину Кубичек в 1960 году перенес столицу Бразилии из 16-миллионного Рио-де-Жанейро в 2,5-миллионный город Бразилиа (в место, которое проще всего назвать английской фразой in the middle of nowhere), в Рио дух столичности ощущается. Прежде всего из-за его местоположения, поскольку подобной городской и природной панорамы, как говорят опытные путешественники, больше нигде в мире не существует.

Именно в этом невероятном по красоте заливе Гуанабара в январе 1502 года видавшие все виды португальские мореплаватели потеряли головы настолько, что приняли его за реку, которую назвали Январской – Rio de Janeiro. Первооткрывателю Бразилии, заблудившемуся в морях и океанах искателю Индии, Педру Алварешу Кабралу приписывают слова: «Я не знаю, как выглядит рай на небе, но на земле он должен выглядеть именно так». Сегодня никого не удивляет, что все побережье вместе с пляжем Копакабана, горой Сахарная Голова и статуей Христа внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. О Рио, Рио... Рай-де-Жанейро.

Держитесь стаей

Рио, как и все города-гиганты Бразилии, начинается и заканчивается своеобразными нелегальными заселениями, фавелами. Дома-коробки, сляпанные кое-как из бетона, фанеры, шифера и невесть чего еще, тянутся от предместий, спускаясь и снова поднимаясь на холмы.

Фавелы на фоне утопающего в зелени города и океана цвета индиго выглядят разноцветной и яркой плесенью, к которой неприятно прикасаться. И хотя в последние годы некоторые фавелы, например, Видигал, откуда открывается, возможно, лучший вид на город, прошли инициированную городскими властями процедуру «пасификасао», что значит «умиротворение», заходить туда рискованно. Для знакомства с этими районами лучше нанять гида (по рекомендации), и уж точно идти туда группой.

Считается, что каждый четвертый-пятый житель Рио – из фавел. Там рождаются и вырастают дети, которые никогда не узнают, что такое обувь, не научатся читать и считать, а их шансы выбиться хотя бы в средний класс, близки к нулю. Кому-то из них везет больше: у них есть плазмы, вай-фай и холодильник, но это пока еще не правило, а исключение. 

Обо всем таком пел и Майкл Джексон в песне They Don't Care About Us («Им нет дела до нас»), клип на нее не без скандала снимали в фавеле Дона Марта, где позднее даже установили памятник иконе поп-музыки. Также стоит освежить в памяти великолепный фильм «Город Бога» бразильских режиссеров Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд по роману Пауло Линса, в котором жизнь фавел показана с ранящей достоверностью. Отчаянные головы могут поселиться в этих фавелах, там вроде даже есть неплохие гостиницы...

По горам и весям

Но я в качестве мест для проживания в Рио рекомендую выбирать одно из трех –  Ипанема, Копакабана или Леблон. Это три приличных района, три растянувшихся на многие километры изумительных пляжа, где есть сотни гостиниц и тысячи аккуратных апартаментов: и плюньте в тех, кто будет говорить, что «ипанема» в переводе с языка местных аборигенов тупи-гуарани означает «вонючая вода».

Все публичные пляжи в черте города прекрасны, но если вы хотите пляжного уединения – а рано или поздно вы его захотите, – то найдете. Чтобы добраться до ближайшего, потребуется всего-навсего два часа на автобусе, час на лодке до острова Илья Гранде и, поскольку там нет транспорта как такового, полтора-два часа пешком по горам в джунглях. И будет вам пляж номер один – Лопеш Мендеш. Для огромнейшей страны это расстояние – ничтожное, а вознаграждение за туристические старания Лопеш Мендеш дарит великое.

Но вернемся в Рио. Пляжи Ипанема и Копакабана могут украсть из путешествия до ста процентов времени. Когда же вы найдете в себе силы выйти из ласковой воды или подняться с золотого песка, отвести взгляд от конструктивистских зданий на первой линии и знаменитых променадов в стиле ар-деко (автор – всемирно известный ландшафтный дизайнер Роберто Бурле-Маркс), обратите свой взор вверх. И на вершине горы Корковаду вы увидите крошечный монумент Христа-Искупителя высотой 38 метров – снизу он выглядит совершенным букашкой.

Вот туда первым делом и идите, вернее, езжайте на старинном поезде по покрытой тропическим лесом горе Тижука. Два миллиона туристов в год не могут ошибаться: оттуда вид на бухту такой, что больно смотреть и хочется плакать. Статуя Христа-Искупителя входит в список «семи новых чудес света» вместе с индийским мавзолеем Тадж-Махал, римским Колизеем, иорданской Петрой и перуанским «городом в облаках» Мачу-Пикчу.

Вторая по значимости смотровая площадка города – Сахарная голова, добираться туда придется уже на фуникулере. По пути сделайте остановку в районе Укра, это исторический, весьма респектабельный и безопасный район, который обожает местная богема. Там и перекусите, впрочем, скорее всего, еда в Бразилии вас очарует не особо, для гастрономических восторгов существует Аргентина. Бразильская кухня, а именно блюда типа мокека, фарофа и фейжоада восходят к тем временам, когда рабов кормили объедками, к которым привезенные из Африки рабыни, тоскуя по родине, подмешивали кокосовое молоко. Нельзя сказать, что рис с бобами, крахмалистая тапиока или тушеный в собственной крови цыпленок – ошеломительно вкусно.

Еще один популярный среди богемы «местный Монмартр», где гулять очень здорово, – это район Санта-Тереза в Центральной зоне города: с извилистыми узкими улочкам, художественными галереями и кафе.

Дети palma mater и дети Господа

День можно потратить на Ботанический сад, основанный королем Португалии Иоанном VI в 1808 году, где собрано около семи тысяч видов растений, включая редчайшие. Одних только пальм там 900 видов, а на Авеню королевских пальм растут 134 потомка одной palma mater, уже, к сожалению, погибшей от удара молнии. Сад пользуется безумной популярностью у молодоженов, но еще больше – у беременных женщин, которые буквально толпами делают там эффектные фотосессии на лоне природы. Здесь можно встретить милых туканов, вороватых капуцинов, ну и еще кого повезет – комары с вирусом Зика тоже, говорят, встречаются.

Известными и самыми посещаемыми архитектурными памятниками города считаются монастыри Сан-Бенто, Сан-Антонио и ордена капуцинов, по желанию можно посетить Национальный музей, Музей наивного искусства или Музей современного искусства. Своеобразное время для посещения Рио – карнавал в феврале, ценник на всё в эти дни взлетает до небес, а на улицах не протолкнуться. Чтобы лучше узнать страну, мне кажется, ездить сюда стоит в межсезонье.

В Рио никуда не деться от легендарного стадиона «Маракана», но наш спортивный интерес был направлен на церкви. В Бразилии царит полное религиозное разнообразие, а приходы всех воображаемых и не очень культов и течений могут обнаружиться повсеместно – в величественных старинных строениях, в разбитых гаражах, в сараях и трущобах. Помимо последователей всех христианских течений здесь есть буддисты, индуисты, мусульмане, приверженцы африканских культов, пришедших на материк с переселенцами и преобразившихся в Бразилии в нечто весьма специфическое.

По крайне мере миллион человек в Бразилии верит, к примеру, в духов Ориша – эманации единого бога Олодумаре. Это бразильская синкретическая религия Умбанда, представляющая собой коктейль из католицизма, спиритизма и афро-бразильских обычаев. А самой удивительной мы единогласно признали церковь, которая с португальского переводится приблизительно как «Церковь тех, кто видел белый снег» или попросту «Свидетели снежка». Знаете, жители Эстонии вполне могли бы претендовать там на звание святых.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх