Рост зарплат в Эстонии способствует рождению мальчиков

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Corbis / Scanpix

Совет женщинам: если вы хотите сына, постарайтесь родить как можно раньше, а еще перед тем, как соберетесь рожать, поживите пару лет в стране, где средняя заработная плата растет наиболее заметно!

Когда речь идет о соотношении числа родившихся мальчиков и девочек, напрашивается именно такая чисто математическая рекомендация.

Важен рост доходов, а не уровень жизни

Для нашей страны эта тема актуальна, поскольку опубликованные в июле результаты исследований двух ученых из университета финского города Турку – экономиста Охто Каннинена и социолога Алекса Кархула – свидетельствуют о том, что именно в Эстонии прослеживается наиболее сильная связь между ростом зарплаты и полом рождающихся детей. К такому выводу финские ученые пришли, изучив данные о том, как изменяется рождаемость мальчиков и девочек в связи с ростом доходов в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Для начала остановимся на показателе соотношения рождаемости мальчиков и девочек. Этот показатель свидетельствует о том, сколько мальчиков рождается на одну девочку. В большинстве стран этот показатель больше, чем один, т.к. смертность среди мальчиков до и после рождения выше, поэтому для сохранения «естественного равновесия» женщины чаще производят на свет мальчиков. И хотя во всем мире на каждые сто девочек рождается 106 или 107 мальчиков, показатель рождаемости (1,06 или 1,07) меняется, и, как полагают, именно изменение экономического климата является тому причиной.

В своем исследовании Каннинен и Кархула сравнили данные, касающиеся рождаемости в 23 странах ОЭСР с 1971 по 2012 год, с нетто-доходами. В расчет принимались страны, в которых имеются данные о рождаемости и доходах по меньшей мере за десять лет подряд. Южная Корея была исключена из исследования, т.к. в этой стране наблюдается половой дисбаланс (когда на УЗИ обнаруживали, что ребенок будет девочкой, нередко делали аборт).

Проведенный финскими учеными анализ статистических данных выявил следующую закономерность: если рост доходов составлял не менее пяти процентов – в каждый последующий год нетто-доход увеличивался на один процент, на каждую тысячу девочек рождалось на 0,39 мальчиков больше, чем в предыдущий год.

Авторы исследования подчеркивают, что ключевым словом является именно изменение дохода, а не общий уровень доходов, ведь в противном случае в Норвегии рождались бы исключительно мальчики, а в Румынии – девочки.

Связь прослеживается именно тогда, когда наблюдается рост заработной платы по сравнению с предыдущим годом, поэтому не стоит удивляться, что среди стран ОЭСР внимание привлекла именно Эстония, в которой до недавнего экономического кризиса экономика и благосостояние людей росли быстрее, чем в большинстве западных стран. В 1997, 2000 и в 2005-2007 годах на банковские счета эстонцев было перечислено почти на десять процентов больше денег, чем годом ранее. Как отмечают авторы исследования, связь может быть тем очевиднее, чем больше рост зарплаты.

В Эстонии самыми «урожайными» на мальчиков стали следующие годы: 1962, 1975, 2000, 2005 и 2006 – в эти годы на каждую родившуюся девочку пришлось 1,09 мальчика. Другими словами, в эти годы рождалось более чем на пятьдесят мальчиков больше, чем девочек.

Иная картина наблюдалась в 1939, 1945, 1946, 1967 и 2003 годах: в эти годы показатель рождаемости мальчиков относительно девочек был 1,03. Если учесть, что накануне 2000-х в России наблюдался экономический кризис, а 2005-2006 годы запомнились как годы экономического бума, то связь, обнаруженная финскими учеными, кажется вполне логичной, тем более что вопрос именно в росте заработной платы по сравнению с предыдущим годом.

Каким образом зарплата может влиять на рождение мальчиков и девочек? На самом деле в закономерности, выявленной финскими учеными, нет ничего нового: еще в 1973 году была выдвинута гипотеза Триверса-Уилларда, получившая название по имени авторов, согласно которой пол потомства млекопитающих, в том числе человека, зависит от текущих условий, в которых находится мать: в хорошие времена чаще рождаются мальчики, в плохие – девочки.

В природе самцам всегда приходится бороться за самку, самки же все равно находят самцов. Самцам, родившимся в сложных условиях, реже выпадает шанс быть выбранным самкой, поэтому в таких случаях природа как бы «инвестирует» в самок, которые смогут найти самца для спаривания даже тогда, когда из-за сложных условий их притягательность снижается.

После выдвижения этой теории было проведено несколько эмпирических исследований (см. ниже), свидетельствующих о том, что соотношение числа рождений мальчиков к рождению девочек связано с погодными условиями, природными катастрофами и экономическим климатом.

Например в Восточной Германии рождаемость мальчиков снизилась именно в 1991 году – после того, как в 1990 году сменился государственный строй.

Кархула и Каннинен предупреждают, что интерпретировать результаты следует осторожно. Как отметили авторы, они сами были крайне удивлены, что вообще выявили некую взаимосвязь.

Их осторожность вполне понятна: девять лет назад британский ученый Сатоси Канадзава, работающий в Лондонской школе экономики и политических наук, в своей книге «10 неполиткорректных фактов о природе человека» написал о том, что у людей, склонных к насилию, чаще рождаются мальчики, а у красивых людей больше дочерей. Эти утверждения некоторые признанные ученые приводят в качестве примера того, как могут интерпретироваться данные.

В своей работе Каннинен и Кархула прослеживают любопытные связи, но авторы не утверждают, что рост зарплаты способствует росту рождаемости мальчиков хотя бы уже потому, что в разных странах данные о рождаемости значительно разнятся.

Как сказал старший аналитик Эстонского центра прикладных исследований Centar Индрек Сеппо, ознакомившийся с работой финских ученых, для того чтобы подтвердить или опровергнуть напрашивающиеся выводы, необходимо провести повторные исследования.

«Если исключить из исследования данные, касающиеся Эстонии, результаты уже выглядят статистически несущественными, – считает Сеппо. – То, что в Эстонии такая связь выглядит наиболее убедительно, может быть чистой случайностью, к ней следует относиться как к интересной гипотезе, а не как к научно доказанному факту».

На уровне конкретных семей

Авторы исследования предположили также, что рост доходов может отражать другие факторы. Как отмечают Каннинен и Кархула, хотя их работа далеко не первая, в которой прослеживается связь между рождаемостью мальчиков и улучшившимся экономическим климатом, они не берутся утверждать, что рост доходов повышает рождаемость мальчиков. С ростом доходов улучшается здоровье в целом, доступ к услугам, что может оказывать влияние на пол ребенка.

По мнению исследователей, в перспективе можно было бы проследить за тем, влияет ли на рождение мальчиков безработица, и если влияет, то каким образом, как этот эффект проявляется не на уровне государства, а на уровне конкретных семей.

«Если брать конкретных людей, доходы которых выросли перед рождением детей, не мешает проследить, действительно ли у них родилось мальчиков больше, чем девочек, – сказал Каннинен. – Эстония в этом плане дает хороший материал, т.к. в вашей стране колебание доходов подтверждает такую связь».

Как отметил Кархула, Эстонию следует изучать еще и потому, что социальных гарантий в стране меньше, и потому вариативность данных выше.

Но если рост доходов – косвенно или напрямую – влияет на соотношение рождаемости мальчиков и девочек, то встает вопрос, значит ли это, что если уровень благосостояния в мире будет расти, в том числе в странах Африки и Азии с их высокой рождаемостью, приведет ли это к тому, что женщины станут рожать еще больше мальчиков.

Каннинен и Кархула полагают, что беспокоиться об этом не стоит, т.к. вероятный эффект от влияния доходов на рождаемость уже сейчас намного ниже, чем при выборочных абортах.

Наглядным тому примером служит Китай, в котором сыновей предпочитают дочерям, а кроме того, проводилась политика «одна семья – один ребенок». На протяжении нескольких лет в этой стране мальчиков рождалось намного больше, чем девочек, и только сейчас этот показатель стал снижаться.

В 2004 году в Китае на каждые сто девочек рождалось 121,2 мальчика, вариативность соотношения рождаемости мальчиков и девочек никогда не доходила до этого показателя, поэтому, как считают Каннинен и Кархула, не стоит слишком преувеличивать естественные изменения.

Экономика, климат, катастрофы и секс: от чего зависит количество мальчиков и девочек?

Ежегодно в мире рождается почти на десять миллионов мальчиков больше, чем девочек. Известная гипотеза Триверса-Уилларда гласит, что мальчиков рождается меньше, когда ухудшаются условия существования. Это касается не только людей, но и животных. В целом это выражается в худшей выживаемости плода мужского пола, что отражается на статистике рождений.

На этот счет можно привести немало исторических примеров. Например, в Китае после великого голода, настигшего страну в 1959-1961 годах, количество новорожденных мальчиков заметно снизилось. Такая же связь наблюдалась в США с ростом безработицы. Анализ данных о рождаемости в США свидетельствует также о том, что среди первенцев больше мальчиков, кроме того, мальчики чаще рождаются у молодых матерей.

В свою очередь эти закономерности подтверждают теорию, согласно которой частые интимные отношения способствуют рождению мальчиков.

Уильям Х. Джеймс из колледжа Лондонского университета утверждает, что на рождение мальчиков и девочек влияют гормоны родителей, и поскольку уровень гормонов колеб­лется, определенную роль играет время зачатия: мальчики чаще появляются на свет после зачатия в начале цикла. Самая высокая вероятность оплодотворения у женщин возникает за два дня до овуляции. Но при частых половых актах оплодотворение происходит раньше этого момента – в начале цикла, и шансы зачать именно мальчика увеличиваются.

На соотношение полов влияют и факторы окружающей среды. Исследования профессора Калифорнийского университета в Беркли Ральфа Каталано свидетельствуют о том, что в США после крушения башен-близнецов, а также в Восточной Германии после падения Берлинской стены мальчиков рождалось меньше.

Каталано проследил даже связь между климатом и рождениями, продемонстрировав, что если годовая температура воздуха повышается на один градус, на каждую тысячу девочек рождается на одного мальчика больше. Влияют на рождаемость и природные катастрофы. РМ

Комментарии
Copy
Наверх