Передовая: какой президент нам нужен? (3)

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Президентский дворец в Кадриорге.
Президентский дворец в Кадриорге. Фото: et.wikipedia.org

Сегодня в нашей газете опубликовано интервью, в котором глава Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, осенью покидающий Кадриорг, рассказывает о своих взглядах на происходящее в стране и на то, каким должен быть институт президента. Это хорошо, что такие важные темы, которые в невыразительных дебатах кандидатов в президенты рассматривались весьма поверхностно, более глубоко осмысливает один из ведущих политиков.

Именно в период нахождения в Кадриорге Ильвеса институт президента претерпел существенные изменения. Ильвес отказался от некоторых функций главы государства, которые были у президента, например, в 1992 году, и которые активно исполнял Леннарт Мери.

Ильвеса можно понять, в 2016 году действительно было бы странно думать, что президент Эстонии сам должен наполнять содержанием свою должность. Это содержание уже определено и остается только надеяться, что нынешние кандидаты тоже это поймут.  

В Европе задает тон немецкая парламентарная модель, в которой ведущую роль играет руководитель правительства, да и в ЕС важнейшие проблемы решаются на встречах глав кабинетов министров стран-членов. Времена, когда президент представлял собой некую видоизмененную модель монарха, остались в первой половине ХХ века. В наши дни президенту осталась только уравновешивающая роль, а при необходимости и примиряющая.   

Эстонская политика уже давно не нуждается в реформаторах института президента, но по-прежнему нуждается в деятелях, которые будут развивать политическую культуру и помогут нам сблизиться с так называемыми старыми демократиями. Вопреки возложенным на него в 2006 году ожиданиям, президент Ильвес этой роли на себя не принял.

Следующий президент мог бы взять на себя роль проводника в сфере политической культуры, чтобы искоренить из нее пошлость, глупость и жестокость, которые слишком часто встречаются в политике у нас и в некоторых других странах.

Причины, по которым Тоомас Хендрик Ильвес много внимания уделяет вопросам внешней политики, понятны. Мир, в котором мы живем сейчас, отличается от того, в котором мы жили в 2006 году, когда он принял президентскую присягу. Сегодня тот старый мир кажется нам безопасным и стабильным. Тогдашняя политика интеграции и происходившее в сфере прав человека породили у многих надежду, что Европа станет примером для других стран, в мире будущего не будет места конфликтам, а все государства будут уважать друг друга.

Происходящее сейчас на границах Европы вызывает во многих ее жителях обеспокоенность. Этому способствуют агрессивные действия России, большое количество региональных конфликтов, а также рост поддержки популистских политических сил.

В ситуации, когда многие жители ощущают, что им удостоена роль наблюдателей в проектах элит, и поэтому обращаются к популистам, необходимо найти такого президента, который сможет помочь достичь равновесия в тяжелые времена.

Текст переведен с эстонского и отредактирован.

Комментарии (3)
Copy
Наверх