Аналитик: Останется ли Швеция защитным щитом для экономики Эстонии?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По словам Хардо Паюла, экономические успехи Эстонии сильно зависят от внешних факторов.
По словам Хардо Паюла, экономические успехи Эстонии сильно зависят от внешних факторов. Фото: Мхкель Марипуу

С большой долей вероятности 2011 год будет характеризоваться растущим напряже­нием между благоприятными внутриэкономическими тенденциями, зародившимися в прошлом году, и все более неблагоприятной внешней средой.

Что касается тенденций внутри Эстонии, то такого размаха экспорта здесь не видели чуть ли не с начала 1990-х годов, когда сильно недооцененная крона впервые вышла на историческую арену.

Сопоставление со временем введения эстонской кроны уместно может быть еще и потому, что оно обращает внимание на важное обстоятельство – в открытом (т. е. в экспортирующем и конкурирующем с импортом) секторе с помощью сокращения затрат в 2009 году по сути было достигнуто положение, схожее с девальвацией, так что нынешний впечатляющий взрывной рост экспорта является своего рода вознаграждением за вовремя проявленную гибкость.

Будущее зависит от партнеров

Однако у монеты есть и оборотная сторона, и она говорит, что Эстония находится не в вакууме, и наш успех напрямую зависит от успехов наиболее важных торговых партнеров страны.
К сожалению, в этом контексте в картине будущего просматриваются более мрачные тона.

Самым большим вопросом в данном случае является, пожалуй, экономика Швеции, устойчивость которой к кризису стала одним из самых удивительных открытий за последние два года.

Наряду с прочими причинами феномен Швеции без сомнений был связан с плавающим валютным курсом.

Так, Riksbank после гибели Lehman довел свою целевую процентную ставку с 4,75% в середине 2009 года до 0,25% и в течение пяти месяцев позволил валюте ослабеть по отношению к доллару почти на 50%.

Снижение процентной ставки оставило должникам больше денег, в то время как удешевление курса поддержало попавших под удар экспортеров. Результатом стало то, что если во втором квартале 2009 года ВВП упал на 7%, то через пять кварталов он уже вырос на столько же.

Швеция как защитный щит от штормов

О международной конкурентоспособности экономики наших заморского соседа красноречиво говорит тот факт, что в первом квартале 2008 года выросший до 11.2% от ВВП профицит текущего счета также остался в фазе восстановления (когда темп ввоза обычно стремится превысить темп вывоза) и в третьем квартале 2010 года он достиг 6,2% от ВВП.

Все эти обстоятельства сделали Швецию своеобразным щитом, который позволил и экономике Эстонии выйти из продолжающегося кредитного кризиса сравнительно быстро и без серьезных потерь.

Однако и у этой истории есть своя теневая сторона: в данный момент Швеция является одной из тех немногих стран, где цены на недвижимость и кредитное бремя домашних хозяйств продолжают ползти вверх. Очевидно, это лишь вопрос времени, когда рынки облигаций отреагируют на эти цифры.

Повторим еще раз: Эстония находится не в вакууме, и наш успех напрямую зависит от успехов наиболее важных торговых партнеров страны

Материал был написан для журнала, предназначенного клиентам банка SEB
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх