Карты веером и персональный вопрос

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Павел Иванов.
Павел Иванов. Фото: личный архив

Что делают кандидаты в президенты в эти дни? Они проходят «отбор» на участие в теледебатах в предстоящее воскресенье на ЭТВ. Это тоже своего рода уникальная ситуация, когда согласно закону в дебатах могут принимать участие лишь официально заявленные кандидаты. А на сегодняшний день у нас таких только Йыкс, Репс и Нестор. Согласитесь, эту троицу смотреть можно, но без интриги. Правда, если Йыкс опять чего-нибудь не отколет в адрес Репс. Об этом чуть позднее.

Общественно-правовое вещание сделало ход конем и позволило дебатировать Сийму Калласу. На что на дыбы встал экровец Март Хельме. В любом случае в этих теледебатах мы не увидим его, Урмаса Паэта и Марину Кальюранд. В случае с последней, думаю, многие русскоязычные составили бы также аудиторию.

Ситуация странная. Руководство ERR поясняет, что решение позвать и Калласа есть единственно верное решение по-журналистски, когда дебаты должны охватить всю процедуру, проходящую в Рийгикогу. Согласен, но ведь та же партия EKRE является частью вселенной. Все же непонятно.

Сийм Каллас оказался самым нежелаемым кандидатом в президенты. Об этом мы узнали из опроса Turu-uuringute AS. Правда, в паре с Эдгаром Сависааром. Сразу надо уточнить, что этот опрос не показывает расстановку сил и отношения в парламенте, а просто представляет симпатии-антипатии опрошенных.

Если с Сависааром все понятно – сколько любящих, столько и ненавидящих, то с Калласом немного сложнее. Я уже давно говорил, еще на заре президентской гонки, что пункт «а»: его личное страстное желание стать президентом, потому что у него есть личные причины, напрягает. Пункт «б»: народ все же не забывает про десять миллионов времен Банка Эстонии. Поэтому с внутригосударственной точки зрения, его президентство будет восприниматься как еще одна должность в послужном списке. Но с другой стороны, Сийм Каллас – наше ЕВРО. Тем более он там работал. Тем более, что сейчас в Евросоюзе разброд и шатание, и нам здесь с точки зрения Брюсселя бардак не нужен. Тем более, что и фрау Меркель на этой неделе в Таллинне прямо говорила о сильном Евросоюзе. Эдакий Папенька, может и разрулить.

Майлис Репс. Она как сестра. Только вот не поймешь, старшая или младшая. С президентством справится. Хотя для русского человека она не будет восприниматься своей. Потому что она в оппозиции Сависаару, потому что считает необходимым пересмотреть договор с «Единой Россией». Хотя смысла в этой бумажке нет никакого, но святость документа для русского имеется. Но ее пункт о внутригосударственной безопасности в свете принятия беженцев нравится многим. Что не устраивает Европу, наверное.

Как тяжело быть своей знает Марина Кальюранд. Да, она как Родина Мать будет стоять на защите своей страны. Как львица будет охранять своих граждан (судовые охранники в Индии сейчас не в счет), как кошка приютит осиротевших щенят. С точки зрения внутригосударственного видения, она была бы идеальным президентом, способным объединить общество. Однако ее готовность смотреть в восточном направлении немного напрягает тех, кто не видит и не хочет видеть просветления в этом направлении. Ей Москва простит дипломатический спич про российскую угрозу и отсутствие демократии. Только вот что будет дальше? Дальше будет недовольство ею внутри Эстонии, что может привести к политике игнорирования в отношении президента.

Эйки Нестор, добрый дядя из Огайо. Тихий и рассудительный, он ближе к американской прозе жизни в Эстонии. Потому как Сийм Каллас насквозь европейский, а Хельме уж больно резкий для всех. Паэт - пока не официальный кандидат, да и проевропейский больше. У него странная позиция: он как бы из народа, но местами, как заграничный эстонец. Получается некая смесь президентов Рюйтеля и Ильвеса с блокнотом записок в стиле Мери. С ним будет спокойно, наверное.

Аллар Йыкс, шутник с соседней улицы. Кстати, вы в курсе его отвязанной реплики в адрес Майлис Репс на фестивале мнений? Так вот, во время своего выступления Репс выразила согласие с Йыксом и сказала буквально, что она согласна на единение с Йыксом. На что бывший канцлер права с улыбкой сказанул, что сегодня у него жена с собой. Эта шутка скрасила скучноватый фестиваль. Ну да ладно.

Короче, со своей отвязанностью и остротой он мог бы стать интересным президентом. Но с точки зрения русского человека, его связь с IRL не совсем приятна. Хотя если Виктория Ладынская сумеет провести пиар-акцию в поддержку Йыкса среди неэстонской части населения, то все может быть.

Март Хельме. Он как бедный родственник из глубинки. Все ноет и зудит. Ночью воет на кремлевскую луну. Такая трамповщина не подходит ни внешнеполитически, ни внутриполитически. Хотя по многим позициям он и высказывается вроде бы в точку, указывая на слабые места эстонской политики, а вот общий фон партии неприемлем для большинства.

Кстати, еще ни один журналист современной Эстонии не смог докопаться, какая муха укусила в свое время бывшего посла Эстонии в России, что он так возненавидел последнюю.

Наверное, это все, что можно сказать про реально возможно проходимых кандидатов в президенты. Астрологи в свою очередь считают, что самым большим процентом проходимости обладает Кальюранд, затем следует Каллас, конкуренцию им, по звездам, создаст еще Нестор, остальные позади.

В этом списке есть одна прелесть для русских коллег-журналистов. Все кандидаты нормально изъясняются на русском языке. Надеюсь, что они не будут отказываться говорить на языке оккупантов. И, может, смогут поздравить православных с Рождеством.

Комментарии
Copy
Наверх