Дети солдаты на линии огня

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Малолетний боец правительственного военного формирования в Йемене.
Малолетний боец правительственного военного формирования в Йемене. Фото: NYT/SCANPIX

Распространившиеся на прошлой неделе новости о детях, воюющих в подразделениях ИГИЛ, привлекли внимание общественности к проблеме использования несовершеннолетних в террористической деятельности.

Однако экстремистские формирования не единственные, кто вербует в свои ряды детей.

В прошлом году в Афганистане было обнаружено 48 малолетних солдат, отмечается в рапорте Организации Объединенных Наций (ООН). Выяснилось, что они работали на проправительственные военные подразделения, в частности, на вооруженные силы Афганистана, а также служили в региональной и государственной полиции.

Однако новость не оказала никакого воздействия на США, поддерживающие афганские правительственные войска. Вашингтон отказался включать Афганистан в перечень стран, использующих детей в качестве солдат, утверждая, что дети в армии не служат, а лишь состоят в ее вспомогательных подразделениях.

«Исключение Афганистана из списка стран, использующих детей-солдат, является сигналом, говорящим о том, что малолетние бойцы в полицейских подразделениях в меньшей мере достойны защиты, чем те, кто служит в армии. При этом вероятность того, что детей завербуют в местные правоохранительные органы, работающие на вооруженные силы страны, всегда выше, чем вероятность того, что их завербуют напрямую в армию», – считает эксперт по проблеме солдат-детей, аналитик Chatham House Чару Лэта Хогг.

В распространенном Вашингтоном списке присутствуют Бирма, Демократическая Республика Конго, Ирак, Нигерия, Сомали, Южный Судан, Судан, Сирия и Йемен. Однако даже странам, которые находятся в данном спис-ке, США иногда продолжают оказывать военную помощь. Президент США имеет право делать исключения, если это необходимо для обеспечения государственной безопасности страны, пишет на этот счет журнал Foreign Policy.

Сироты идут в солдаты

Несмотря на то, что в 2015 году президент Афганистана Ашраф Гани подписал документ, согласно которому вербовка в армию детей является противозаконной, согласно данным ООН, в настоящий момент их общая численность в стране по сравнению с 2014 годом удвоилась.

В свою очередь, Ирак, в этом году впервые попавший в список стран, использующих детей в армии, установил возрастные ограничения для солдат: с 18 до 35 лет. Власти страны заверяют, что эти ограничения соблюдаются. При этом ни один закон не запрещает несовершеннолетним вступать в так называемые Народные мобилизационные силы.  

Народные мобилизационные силы – это военизированные группировки, пользующиеся поддержкой премьер-министра Ирака. В них, согласно данным правозащитной организации Human Rights Watch, нанимают на службу детей начиная с 11-летнего возраста.

Поскольку в Ираке очень много сирот, это только благоприятствует вербовке малолетних солдат. Согласно опуб-ликованному в конце 2015 года рапорту детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), более четырех миллионов иракских детей лишились, по крайней мере, одного из родителей. К тому же в стране не хватает детских домов, чтобы приютить хотя бы тех, кто потерял обоих родителей.

МВД и минобороны Ирака отказались комментировать проблему использования детей в военных целях. Они также отказались сообщить телеканалу Al Jazeera приблизительное количество детей, являющихся участниками активного конфликта.

При этом многие несовершеннолетние вступают в военные группировки добровольно, чтобы отомстить за убитых ИГИЛ родных и друзей. «Я вступил в ряды Асаиб Ахль аль-Хакк, чтобы помочь освобождению моего народа от ИГИЛ», – заявил Al Jazeerа 15-летний Каррар. «Я боролся вместе с братьями за освобождение Тикрита и Байджи, а также других территорий провинции Салах-эд-Дин. Я не собираюсь прекращать борьбу, пока наша страна не будет освобождена от боевиков ИГИЛ. Для этой борьбы мой возраст не имеет значения», – сказал Каррар.  

«Детеныши халифата»

Вербует детей и сама экстремистская организация. «Cubs of the Caliphate Troops» (в прямом переводе – «Детеныши халифата») представляет собой специально созданную ИГИЛ особую военную группировку, в которой проходит подготовка детей. Для ИГИЛ дети весьма значимы не только с точки зрения пропаганды, они также являются полноценными солдатами. «Моей задачей была охрана палачей. Я видел множество убийств солдат, полицейских и просто обычных людей», – признался 17-летний бывший боевик ИГИЛ Зияд Джихад. «Мне говорили, что убивать их – это нормально, поскольку они вероотступники», – вспоминает Джихад, который провел в ИГИЛ около года.   

Дисциплину среди детей в группировке «Детеныши халифата» поддерживают, в том числе, с помощью изнасилований, отмечается в рапорте ООН. Правозащитникам ООН удалось поговорить с двумя уроженцами Ливии, воевавшими ранее на стороне ИГИЛ. Одному из них было тогда 10, другому – 14 лет.

«Я знал, что нужно было сделать. Я разделся, повернулся лицом к стене и наклонился», – вспоминает один из мальчиков. Кроме того, он должен был стирать одежду своему командиру и готовить еду.

Второй ребенок рассказал, как его изнасиловали несколько других боевиков. Целью было сломить его волю, чтобы он безропотно повиновался им.                       

Двоих этих мальчиков силой забрали из семей. В течение двух-четырех недель они прошли военную подготовку. Мальчиков учили заряжать оружие, прицеливаться и стрелять. Их также заставляли смотреть видеозаписи казней, на которых жертвам отсекали головы. Мальчикам объясняли, что убийство неверных есть священный акт, с помощью которого можно попасть на небеса.

Утечка документов из ИГИЛ подтверждает данные рапорта ООН. Из документов становится ясно, что промывка мозгов и использование детей в террористических целях является частью базовых основ организации. Данные ООН о «Детенышах халифата» в Сирии и Ираке свидетельствуют, что отношение к детям в ИГИЛ в разных странах особо не различается.

«Они (силы безопасности Ирака) арестовали меня, когда я жил с семьей в лагере для беженцев Амирьят Эль-Фаллуджа», – поведал изданию Newsweek Мустафа Хамед. Мустафа и его 15-летний двоюродный брат утверждают, что их дядя, который является одним из влиятельных боевиков в ИГИЛ, вынудил мальчиков примкнуть к террористической группировке.

По словам Мустафы, они прошли интенсивный курс подготовки на границе Ирака и Сирии. Курс продолжался три недели. В нем участвовали около 30 бойцов в возрасте от 10 до 17 лет. Членам «Детенышей халифата» полагалась месячная зарплата в размере 46-63 евро. «Целью наших тренировок было научиться убивать шиитов и вероотступников из полиции и армии», – объяснил второй задержанный, 13-летний Абдулсалам Мохаммед.

Состоять в ИГИЛ почетно

Однако не все несовершеннолетние боевики ИГИЛ вступили в организацию по принуждению. Часть из них сделала это добровольно, чтобы получить доступ к власти, которую дает вступление в ИГИЛ. Особенно это важно для представителей неблагополучных слоев общества, к которым остальные граждане относятся с пренебрежением.

«До вступления в ИГИЛ я был пастухом. Никто не обращал на меня внимания», – рассказал Newsweek 17-летний Раджаб Махмуд. «Когда я состоял в ИГИЛ, то все старались выразить почтение мне и моей семье», – утверждает он.

«Подростков проще завербовать и убедить их стать смертниками, особенно если они пребывают в отчаянии или лишились своих близких. Они привлекают к себе меньше внимания и не выглядят подозрительно, как взрослые мужчины», – рассказал агентству Reuters аналитик и писатель Хишам аль-Хашими.

Комментарии
Copy
Наверх