Президендиада, или Бег не вместе (2)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Парламенту не удалось избрать президента. 24 сентября к поискам главы государства подключится Коллегия выборщиков.
Парламенту не удалось избрать президента. 24 сентября к поискам главы государства подключится Коллегия выборщиков. Фото: Лийс Трейманн

Президентские выборы вылились в затяжной марафон. Финиш назначен на 24 сентября. В этот день Коллегии выборщиков предстоит выполнить миссию, которую провалил парламент.  

Безрезультатный исход выборов в Рийгикогу был предсказуем. Однако в результате пары ходов в этой патовой ситуации было создано несколько интриг.  

Индикаторы перемен

Кандидат от правых Аллар Йыкс (IRL, Свободная партия), прежде чем сойти с дистанции, сыграл на разладе в рядах реформистов, записав на свой счет несколько неожиданных голосов и почти догнав кандидата от Центристской партии Майлис Репс. Социал-демократ Эйки Нестор недосчитался пяти голосов, обещанных ему партией Рыйваса. Вскоре в щекотливой ситуации оказался вышедший на замену Нестору реформист Сийм Каллас: во втором туре все голоса тандема двух фракций оказались «там, где надо», как и пообещал в интервью Postimees основатель Партии реформ, но в финале третьего действия от него ускользнули три голоса.

На тот момент Каллас уже обеспечил себе выход в Коллегию выборщиков, поэтому пропавшие голоса ничего не решали: шансы кого-либо избраться в президенты на данном этапе были минимальными. Однако противники среди «своих» себя явно обозначили (если поверить соцдемам на слово и исключить фактор мести с их стороны). По данным Postimees, против Калласа могли проголосовать не три, а целых восемь реформистов из числа сторонников альтернативного кандидата в лице главы МИД, задетых репликой премьера: «Хватит говорить о Марине Кальюранд!». Потерю якобы компенсировали четыре голоса от Свободной партии, голосовавшей «свободно», а не по приказу. Еще пару голосов реформисту могло перепасть от IRL. Общий итог Калласа в третьем туре – 42 голоса.  

В кулуарах парламента тут же вспомнили о сделке «51+». По некоторым данным, руководство Партии реформ ранее условилось со своим кандидатом, Калласом, что «пропуском» в Коллегию выборщиков станет результат не менее 51 голоса. В противном случае должна сыграть ставка Кальюранд. Однако спустя несколько секунд после оглашения итогов выборов Сийм Каллас решительно произнес на телекамеру: «Я не отступлюсь!». В это же время одна из его противниц, Кейт Пентус-Розиманнус, продолжала настаивать на своем: «У Марины Кальюранд очень широкая поддержка и высокие шансы заручиться большим количеством голосов в коллегии выборщиков. Как ранее отмечал премьер-министр Таави Рыйвас, у реформистов есть основания для того, чтобы дальше объединиться вокруг кандидатуры Кальюранд».

Комментируя по горячим следам итоги выборов, кандидат центристов Майлис Репс предположила, что очень скоро дилемма «Каллас – Кальюранд» спровоцирует скандал в рядах реформистов. Руководство белок не стало тянуть с решением и ближе к ночи объявило, что Партия реформ отправится в Коллегию выборщиков с Калласом. Такую развязку его сторонники уверенно прогнозировали уже после первого тура выборов, ссылаясь на то, что премьер больше не будет расшатывать ситуацию. Похожие слова можно было услышать и из уст Калласа накануне голосования во втором туре: «Сейчас самое главное – обеспечить единство правящей партии. В этом я поддерживаю председателя. На основе президентских выборов не должно возникать таких конфликтов, которые впоследствии будет очень трудно преодолеть. Вчера по единству партии был нанесен серьезный удар, никогда раньше такого не было». 

Прокрустово кресло

О том, насколько непросто далось решение реформистам, можно судить хотя бы по тому, что в среду утром эстонская редакция Postimees сообщила, что накануне кресло премьера сильно под ним качалось. От лидера реформистов ждали четкого решения по кандидатам еще с января. В итоге было упущено время, крайне необходимое для переговоров с другими партиями.

Кальюранд не скрывала своего разочарования решением Партии реформ. Стало понятно, что ее сторонники просчитывают дальнейшие шаги. Вскоре около полусотни деятелей культуры, бизнесменов, политиков и журналистов обратились к Коллегии выборщиков с призывом выдвинуть в президенты Кальюранд: «Три тура выборов в Рийгикогу показали, что ни один из представленных кандидатов не смог добиться единодушной поддержки всех партий. Поэтому мы призываем начать с чистой страницы и выдвинуть в президенты кандидата, который в течение всего последнего года пользовался наибольшей поддержкой у народа Эстонии вне зависимости от партийных предпочтений, принадлежности к сообществу и родного языка».

Рыйвасу пришлось разъяснить общественности, что это немыслимо – представить Коллегии выборщиков двух кандидатов, и хотя решение поддержать кандидатуру  Калласа было болезненным для Марины Кальюранд, у руководства Партии реформ не было других вариантов: «Правление ни в коем случае не выбирало самого популярного кандидата». Премьер добавил, что поддержка кандидатуры Калласа является на данный момент единственно верным решением, и Кальюранд не следует принимать это как что-то личное.

Источники в рядах реформистов рассказали «ДД», что ситуация была вынужденной: Каллас воспользовался своим законным правом. В противном случае пришлось бы заставить его отказаться баллотироваться либо нарушить закон. «Весь вопрос заключался в том, пойдут ли реформисты на открытый раскол или найдут какое-то косметическое решение». Реформист Игорь Грязин не исключил, что на протестной волне из партии кто-то уйдет: «Сейчас многое зависит от того, станет ли Каллас президентом. Если нет, вероятно, он продолжит активно вмешиваться в партийные дела, последуют оргвыводы. В итоге Каллас либо сам возглавит реформистов, либо попытается создать другую либеральную партию из своих людей». 

Все равно кого не выберут

На вопрос BNS, сможет ли Кальюранд участвовать в выборах в Коллегии выборщиков, Рыйвас ответил, что с трудом представляет себе «иной вариант участия в выборах». Оставшаяся без поддержки правления реформистов глава МИД заявила, что если поступит реальное предложение представить свою кандидатуру Коллегии выборщиков, она его рассмотрит. В политических кулуарах допускают, что Кальюранд смогла бы  баллотироваться от социал-демократов, если бы Нестор решил не выставлять свою кандидатуру в Коллегию выборщиков. К слову сказать, за его участием в первом туре выборов, кроме закулисных договоренностей, не просматривается какой-либо стратегии.

На данный момент в Коллегию выборщиков по итогам голосования в Рийгикогу официально прошли реформист Каллас и центристка Репс. Вопрос участия в выборах Йыкса, Нестора и Кальюранд пока остается открытым. Ожидается, что к борьбе подключится лидер EKRE Март Хельме. Во втором туре выборов парламентская фракция консерваторов поддержала центристов, неожиданно сыграв против Йыкса. В президентском эндшпиле предстоит сыграть выборщикам. Похоже, что проиграть или выиграть эту партию – не самый принципиальный вопрос для многих политиков. Судя по количеству потенциальных кандидатов, ряд партий рассматривают президентский марафон не иначе, как удачный пиар-ход ровно за год до муниципальных выборов.

Как тут не вспомнить слова Грязина о том, что Эстония не нуждается в таком институте власти, как президент: «Это пережиток 1934 года! Сохранять полудворянский-полумещанский институт, которому важно, кто и как одет, и какие у тебя лакеи, не имеет смысла. Мы придаем институту президента слишком большое значение. Кстати, это светское мероприятие обходится Эстонии в 4 млн евро в год. Ровно столько же мы тратим из госбюджета на Верховный суд. Мне все равно, кого из семи-восьми кандидатов не выберут. Все претенденты – симпатичные ребята, друзья-товарищи, которым есть что вспомнить... Но это не значит, что они должны стать президентами Эстонии». 

Симпатичные ребята

Сийм Каллас, Партия реформ

Бывший вице-президент Еврокомиссии заявил, что будет баллотироваться в Коллегии выборщиков при любых обстоятельствах: голоса скептиков его не смутят. Шансы своей соперницы оценивать не стал: «Кальюранд придется найти 21 подпись в свою поддержку. Не думаю, что Партия реформ может выдвинуть кого-то другого. Хотя, конечно, возникла бы очень интересная ситуация». Каллас считает, что идти в Коллегию выборщиков с двумя кандидатами – немыслимо: «Тогда это уже будет не Партия реформ». Тем самым основатель одной из крупнейших политических сил Эстонии дал понять, что последствия противостояния могут быть для партии непредсказуемыми.

Парламентскую битву за голоса Каллас расценил как сигнал к действию и в тот же день развернул предвыборный штаб для работы с регионами: «Исход сегодняшнего голосования показал, что переговоры не доведены до конца. В первую очередь это касается нашей партии. Считаю, что решающим был второй тур голосования, который автоматически открыл мне возможность баллотироваться в Коллегии выборщиков». 

Майлис Репс, Центристская партия

«Для нас выборы прошли без сюрпризов. Мы проделали большую работу, доказав, что центристы способны выступать единым фронтом. Важно и то, что во втором туре нас поддержали консерваторы, выразив свое отношение к Аллару Йыксу».

Репс отметила резкие перемены в настроениях реформистов от одного тура к другому, по ее оценке, белкам сейчас не до шуток: «Ситуация с голосованием по кандидатуре Калласа показала, что все менялось на глазах. Вопрос с выдвижением Кальюранд в Коллегию выборщиков до сих пор не снят с повестки дня. Думаю, что в ближайшие несколько дней мы можем стать свидетелями скандала внутри Партии реформ».

На что же рассчитывают центристы на финишной прямой? «В Коллегии выборщиков есть пространство для маневров. На данном этапе мы провели переговоры со всеми фракциями: с СДПЭ, IRL и Свободной партией, но голосов от них не получили. Более конкретные договоренности – вопрос ближайших трех недель».

Март Хельме, EKRE

Неожиданное решение фракции EKRE отдать во втором туре свои голоса за центристов, несмотря на обещание бойкотировать выборы, лидер консерваторов объяснил своим желанием баллотироваться в Коллегии выборщиков: «Фракция EKRE не могла допустить, чтобы в третий тур прошел Йыкс, это слабый кандидат». Кроме того, голосуя за Репс, консерваторы свели к нулю шансы парламента определиться с президентом: «Если бы Калласа избрали уже в Рийгикогу, я бы лишился последнего шанса».

По мнению Хельме, собрание выборщиков намного ближе к народу, чем парламент: «Люди раздражены административной реформой, более 25 местных самоуправлений подали в суд. Лояльность партиям в такой ситуации утрачивает значение. Будет демократичнее, если судьбу президента решат выборщики».

Эйки Нестор, СДПЭ

Нестор сообщил, что обдумывает возможность баллотироваться в Коллегии выборщиков: «Весной мы приняли решение, что сделаем акцент на парламентском этапе, теперь правление партии и члены фракции снова будут решать, что делать. Все возможно».

Спикер парламента уклонился от ответа на вопрос, прошла ли коалиция испытание на прочность, но считает, что пропавшие в первом туре голоса – точно не дело рук соцдемов: «Не верю! На заседаниях фракции никто не был против общего решения». С другой стороны, те самые 45 голосов, на которые рассчитывали соцдемы, на следующий день сработали в пользу Калласа. Нестор также отметил, что союз Хельме с центристами, которые вместе работают в оппозиции, ему показался логичным.

Аллар Йыкс, IRL, Свободная партия

Присяжный адвокат Йыкс считает, что если бы депутаты голосовали по совести и меньше зависели от партийной дисциплины, то результаты были бы иными: «Как показал первый тур, я вправе рассчитывать на поддержку других политических сил. Если дело дойдет до Коллегии выборщиков, у меня есть шансы! Там меньше возможностей опираться на партийную дисциплину». Вице-председатель фракции IRL Виктория Ладынская заявила, что «отечественники» останутся на стороне Йыкса.

Справка ДД

Коллегия выборщиков

Дата: 24 сентября 2016 г.

Место: театр «Эстония»

Время: 12.00

Состав коллегии:

Всего: 335 выборщиков

* 101 депутат Рийгикогу

* 234 представителя местных собраний

Количество выборщиков по регионам

(зависит от численности населения):

* Таллинн – 10  

* Тарту – 4

По 2  представителя:

* Пярну, Нарва, Кохтла-Ярве,

   Вильянди, волость Виймси,

   Раквере, Курессааре,

   Выру, волость Раэ

По 1 выборщику:

*202 самоуправления

Муниципальные собрания должны определиться с делегатами до 17 сентября. Традиционно в роли выборщиков выступают председатели городских/волостных собраний. Более крупные самоуправления делегируют в коллегию и депутатов  местных советов пропорционально их составу. Например, в Таллинне будет шесть выборщиков от центристов и четыре от оппозиции. Выборы президента в Коллегии выборщиков проводятся в два тура. Кандидатами автоматически становятся двое финалистов голосования в Рийгикогу – Сийм Каллас и Майлис Репс. Кроме того, группа выборщиков (не менее 21 члена) может выдвинуть своего кандидата. Для победы будущему президенту достаточно получить более 50% голосов.

Если в первом туре ни один из кандидатов не победит, в тот же день между двумя претендентами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Провал второй попытки означает, что право выбора снова возвращается в Рийгикогу. И все начнется снова…

Комментарии (2)
Copy
Наверх