«Бен-Гур»: одиннадцатью «Оскарами» здесь не пахнет

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Гонка колесниц: римлянин Мессала (Тоби Кеббел) против иудея Бен-Гура (Джек Хьюстон).
Гонка колесниц: римлянин Мессала (Тоби Кеббел) против иудея Бен-Гура (Джек Хьюстон). Фото: wikimedia.com

Это уже второй пеплум с еврейским акцентом за последние полтора года. Вычерпав до дна Элладу и Рим, Голливуд вновь стал разрабатывать золотую жилу Древней Иудеи. Сначала Ридли Скотт адаптировал для кино историю пророка Моисея («Исход: цари и боги»); теперь опять заявил о себе Тимур Бекмамбетов, сняв римейк знаменитой картины 1959 года «Бен-Гур».

Исходная коллизия похожа: выросшие вместе сыновья разных народов и приверженцы разных религий волею обстоятельств становятся смертельными врагами. Только литературные первоисточники неравноценны.

Краткое содержание

Из скромности пожелавший остаться неизвестным автор Ветхого Завета значительно талантливее отставного губернатора территории Нью-Мексико генерала Лью Уоллеса, который в 1880 году написал роман «Бен-Гур: история Христа», признанный «наиболее влиятельной христианской книгой XIX века». Сегодня роман кажется довольно скучным, но сам нарратив, если отбросить назидательные рассуждения генерала, киногеничен и экранизируется начиная с 1907 года уже в пятый раз.

Третья экранизация «Бен-Гура» (1959 г., реж. Уильям Уайлер) стала классикой мирового кинематографа и завоевала 11 «Оскаров» – рекорд, повторенный «Титаником» и финалом трилогии «Властелин Колец», но до сих пор не побитый! Бюджет фильма составил 15 миллионов долларов, сборы в США – 75 миллионов, за границей – еще девяносто, а покупная способность доллара была тогда на порядок выше.

Рыкающий лев с логопипа студии MGM поверил, что охота в тех же угодьях вновь будет прибыльной – и отрядил на нее прижившегося в Голливуде то ли казаха, то ли россиянина Тимура Бекмамбетова.

Живут в Иерусалиме два друга: славный парень из очень хорошей еврейской семьи Иуда Бен-Гур (Джек Хьюстон), по-нашему Беня Гуревич, и воспитанный в той же семье гой, римлянин Мессала Север (Тоби Кеббел), для крат­кости – Сева. Он тоже из хорошей семьи, но его дед как-то накосячил, поучаствовав в заговоре против Цезаря. Сева оказался бы бомжем, если бы Гуревич-папа (умерший задолго до начала фильма) не сжалился над бездомным мальчиком.

Все бы хорошо, но мадам Наоми Гуревич (Айелет Зурер), типичная еврейская мама, не держит Севу за окончательно своего. Она против того, чтобы он ухаживал за сестрой Бени Тирзой – как выдать дочь за гоя? А когда Сева спасает разбившегося во время скачки Беню и молится за него статуэтке богини Минервы, мама недвусмысленно намекает, что в их доме чужие боги неуместны.

Разочарованный в жизни Сева идет на призывной пункт и записывается в добровольцы. Через несколько лет он возвращается в Иерусалим военным трибуном (примерно бригадный генерал в армии США) и правой рукой наместника Понтия Пилата. Встреча друзей проходит холодно: Беня – патриот, хотя он против насилия и осуждает террористов. Их в Иудее немало, они зовутся зелотами и действуют под лозунгом: «Смерть римским оккупантам!»: одного такого юного зелота, тяжело раненного в неудачном теракте, Беня по доброте душевной выходил и укрыл в своем доме.

Сева, зная, что Беня среди евреев в авторитете (в фильме его называют принцем Иудеи, хотя царю Ироду он и не родня), требует от друга повлиять на единоверцев, чтобы при прохождении римского легио­на парадным маршем по Иеру­салиму не случилось эксцессов. Увы: отмороженный юный зелот испортит всю малину, стрельнув с балкона бениного дома в Пилата и слегка его ранив. Сева беспощадно расправляется с бывшим другом и его семьей: дом разграблен легионерами, мать и сестра в застенке, сам Беня отправлен в рабство на галеры. Тут и начинаются приключения, приводящие в итоге к торжеству справедливости.

Все во имя зрелища

Среди героев второго плана – Иисус Христос. Он нужен, чтобы столкнуть три идеологии. Римская опирается на железную поступь легионов и убежденность в том, что, как сказал Вергилий, римлянин рожден править миром. Ветхозаветная возвышает право на месть: «Око за око, зуб за зуб». Христианская основана на любви к ближнему и всепрощении. Пилат проницательно замечает, что такой пророк, как Христос, опаснее любого террориста. Каким образом до этого додумался Пилат, которого Йохан Филип Асбек сыг­рал примитивным тираном, зачем-то кутающимся в меха в иерусалимскую жару, неясно.

В картине Уайлера образ Христа решен тактично. В сцене Нагорной проповеди Его показывают со спины, на Голгофе – издали, общим планом; это даже не физический образ Христа, а идея христианства. У Бекмамбетова Иисус (Родриго Санторо) появляется несколько раз, есть даже снятая в сумерках сцена в Гефсиманском саду, но вся эта линия пришита к сюжету грубыми кривыми стежками. Бен-Гур под влия­нием Христа должен перейти от жажды мести к братской любви и простить искалеченного в гонке колесниц Мессалу, но никакого внутреннего перерождения в герое мы не видим.

И вновь дает знать о себе особенность режиссерского почерка Бекмамбетова. Он – не тот постановщик, который может зажечь актеров идеей; он берет готовых исполнителей с яркой индивидуальностью и вставляет их в сюжет. В России ему это удавалось. Сергей Безруков, Константин Хабенский и Елизавета Боярская сыграют что угодно, хотя римейк «Иронии судьбы» получился куда хуже оригинала. В «Дозорах» у него были тот же Хабенский, великолепная Галина Тюнина и главный злодей российского кинематографа Виктор Вержбицкий.

С американским дебютом («Особо опасен») тоже повезло: Джеймс Мак-Эвой, Анджелина Джоли и Морган Фриман выручат любого постановщика. А «Президент Линкольн: охотник на вампиров», хотя и там кастинг на загляденье, просто чушь собачья. Хотя и зрелищная.

В «Бен-Гуре» в распоряжении Бекмамбетова только один актер крупного калибра: Морган Фримен. Он играет бедуинского шейха Ильдерима, хозяина четверки белых лошадей, на которой Бен-Гур выступает в Гран-при Иерусалимского ипподрома.

Отчего шейх должен быть темнокожим – из политкорректности? «Оскар» этого года вызвал скандал: ни одной статуэтки афроамериканцам, какой расизм! – и Фримена, вполне возможно, выдвинут на «Оскара». Играет он классно, видны сильная натура и глубоко спрятанное чувство превосходства. Но поверьте: Хью Гриффит, получивший за ту же роль одного из 11 «Оскаров» в 1959 году, интереснее. Характер куда более сложный – и сыгран с юмором. В новом фильме юмора нет вообще.

Гонки на колесницах

Джек Хьюстон и Тоби Кеббел тоже проигрывают актерам из картины 1959 года Чарлтону Хестону и Стивену Бойду. В старом фильме Бен-Гур и Мессала – мощные и непреклонные личности; в одном взгляде Хестона можно прочесть все, что переживает его герой. У Кеббела Мессала – вообще никакой, декоративная фигура, которой идет древнеримская военная форма. Бен-Гуру – Хьюстону столь же идут длинные волосы и борода. Блондинки будут в восторге, но зрителей с более высокими запросами он разочарует. Да и слащавый финал картины – штамповка, говорящая о скудости авторской фантазии.

Главное и едва ли не единственное достоинство фильма – зрелищность. Морская битва, снятая с точки зрения скованных в трюме рабов-гребцов, впечатляет. Гонки колесниц – вообще шедевр. В фильме они превращены в чемпио­нат мира (Римского мира, естественно); участвуют представители всех провинций, смертельная схватка за первенство разворачивается между Бен-Гуром (Иудея) и Мессалой (Римская армия).

Состязание колесниц напоминает 500-мильные автомобильные гонки в Индианаполисе, но не современные, а первых послевоенных десятилетий, когда болиды с компрессорными моторами объемом 4,5 литра сталкивались на виражах и улетали за пределы трека. Каждая такая гонка заканчивалась гибелью одного, а то и нескольких пилотов.

Но чья заслуга эти леденящие кровь кадры? Режиссера? Или оператора Оливера Вуда и мастеров компьютерной графики?

Если вы посмотрите этот фильм, не поленитесь найти картину 1959 года. В ней и сюжет напряженнее, и приключений больше, и актерская игра лучше. И саундтрек композитора Миклоша Рожи на голову выше музыки, которую сочинил к фильму 2016 года Марко Белтрами.

Фильм Бекмамбетова при бюджете в сто миллионов баксов собрал в США чуть больше 21 миллиона и еще столько же в остальном мире. Несколько тысяч евро, которые положит в кубышку Эстония, его не спасут. Я и раньше подозревал, что Бекмамбетов – режиссер средний. Лучшими из его работ остаются рекламные клипы для банка «Империал».
------------------------

«Бен-Гур» (Ben Hur)

Реж. Тимур Бекмамбетов

В ролях: Джек Хьюстон, Морган Фримен, Тоби Кеббел

США, 2016 г., 125 мин.

Премьера в Эстонии состоялась

2 сентября

Комментарии
Copy
Наверх