Уголовный мир Эстонии ищет нового крестного отца - помоложе (11)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Известный в преступном мире Эстонии Ассар Паулус должен выйти на свободу 14 апреля 2021 года.
Известный в преступном мире Эстонии Ассар Паулус должен выйти на свободу 14 апреля 2021 года. Фото: Jaanus Lensment

Дело идет к пенсии. Десятилетиями стоявшие во главе преступного мира Эстонии люди размышляют о том, кому завещать организацию, пишет Postimees.  

Уже через несколько лет, когда лидер преступной группировки Ассар Паулус выйдет из заключения, лидеры преступных группировок Эстонии столкнутся с жизненно важной проблемой: кто и когда станет преемником выступавшего на протяжение последних 25 лет в роли крестного отца Николая Таранкова.  

Перемены в кругу вершителей судеб организованной преступности в ближайшие годы неизбежны. Вопрос состоит лишь в том, когда, кому и сколько власти передавать. Ведь некоронованный король преступного мира Эстонии Николай Таранков уже достиг пенсионного возраста. Может быть именно на это обстоятельство и указывает второе прозвище этого человека, обычно фигурирующего под кличкой Золотой Коля – Старый Коля.    

Под началом Таранкова, в последние десятилетия организованной преступности, за редким исключением, в основном удавалось особо не привлекать к себе публичного внимания. Поэтому кровавые войны в уголовном мире уже стали далекими воспоминаниями, относящимися к 1990 годам.  

Внешнее спокойствие и распределение сфер влияния посредством переговоров является для самой организованной преступности жизненно важным делом. В Эстонии все могло бы получиться гораздо хуже. Ведь заинтересованных групп много – на сегодня в преступном мире Эстонии орудует с десяток группировок.      

Если говорить точнее, то, по данным Postimees, налицо семь-восемь сложившихся групп. 

«Мы постоянно картографируем ситуацию с организованной преступностью, это одна из составляющих работы Криминальной полиции. Мы получаем информацию из многих источников, а так же из текущих уголовных дел.  По ряду причин мы не можем уточнить, сколько именно преступных группировок сейчас действует в Эстонии», - воздерживается от уточнений излишних деталей руководитель бюро организованной преступности центральной криминальной полиции Рене Каннасте.    

Существуют группировки, идентифицирующие себя, как по национальному признаку (например, эстонцы, азербайджанцы, чеченцы и ингуши), так и по именам своих лидеров. Чтобы выживать в уголовном мире, жизненно важно знать, кто конкретно под чьей защитой работает, поскольку это дает возможность преступникам предвидеть, каковы возможные масштабы каждого из вероятных конфликтов и как далеко можно зайти по пути защиты своих интересов.   

Однако деление группировок по национальному признаку еще не означает, что в одну группировку входят лишь представители только одной национальности.  Возьмем, например, «чеченцев», в рядах которых наблюдается исключительно пестрая картина, да и представители этой группировки имеют как русские, так и эстонские имена. Таким же образом обстоят дела с «азербайджанцами» и даже с «эстонцами».   

Причина проста – группировки организованной преступности сегодня образуются четко на основе определенных целей.  Важно получать нелегальный доход, национальность человека уже не играет столь существенной роли, как в 1990-х. Как говорят - неважно какой расцветки кот, лишь бы мышей ловил. 

Все эти группировки орудовали здесь уже давно и новых фигурантов в уголовном мире за последние десять лет не появлялось.  Примерно таким же остается и разделение труда. 

Имеются кулачные бойцы, ежедневно отрабатывающие свои навыки в спортзале и при необходимости готовые применять силу не только на тренировках. Поскольку в реальной жизни такая возможность представляется нечасто, мы узнаем о подобных делах в основном через сообщения о спонтанно возникающих в кабаках драках и т.п. инцидентах.    

Те, у кого мозгов побольше, понимают, что если врезать первому встречному, то это может закончиться тюремным заключением, гораздо благоразумней самоутверждаться, воздействуя на оппонентов словесными убеждениями. При малейшей возможности следует заниматься чем-то на первый взгляд совершенно законным. Например, держать заведение общепита.     

Именно так и обстояли дела со Станиславом Волковым, несколько лет назад считавшимся в Эстонии некоронованным королем автоугонщиков. В те времена он восседал за столом в качестве члена общака. Теперь же, когда профессионалы уже почти не промышляют в Эстонии автоугоном, Волков завел известный ресторан в Старом городе Таллинна.      

Это, конечно, еще вовсе не означает, что отныне Волков стал честнейшим предпринимателем. В Харьюском уездом суде уже начинается процесс по обвинению Волкова и его сообщников в систематической организации таможенного мошенничества, в связи с чем одному теперь уже бывшему таможенному чиновнику предлагали взятку.     

Именно среди подобных Волкову на первый взгляд легализовавшихся предпринимателей спустя несколько лет и может быть избран кто-то, кто возглавит в Эстонии организованную преступность. В качестве вероятного приемника Николая Таранкова может быть рассмотрена и кандидатура Ассара Паулуса, имеющего с Таранковым тесные прагматические контакты.   

По вопросу о том, кто именно станет новым крестным отцом итоговое решение остается за Таранковым.  Благоволение со стороны прежнего крестного отца будет необходимо его преемнику, поскольку именно ему и надлежит гарантировать благополучие ветеранов уголовного мира.  

Хотя потенциально имеются и другие кандидаты. Сегодня, когда лидеры предпочитают «работать» в основном прямо у себя на дому, доверив деловые хлопоты тем, кто помоложе, у них сформировались свои особые симпатии. Им придется еще доказывать свою пригодность и оправдывать возложенное доверие. Права на ошибку почти не бывает.   

Чтобы заработать авторитет новый лидер должен обладать подходящим характером, справедливо разрешать уголовные конфликты и непременно сторонится наркотиков. Преступное сообщество держится исключительно за счет авторитета своего лидера – решение главаря подлежит исполнению и обсуждению не подлежит.   

Так произошло на процессе Ассара Паулуса, когда некоторые подсудимые поначалу не хотели идти на соглашение с прокуратурой, однако, основанное на трезвом расчете решение главаря надлежало исполнить.  Пусть даже и вопреки собственной воле. 

Мир криминала прагматичен и безжалостен. На основании старых знакомств там ничего не добьешься и не сделаешь. Например, считавшийся на рубеже столетий вторым по уровню авторитетности лицом в головном мире Эстонии Олег Львов, утратив свое влияние в здешних краях, исчез с орбиты.    

Следователи нацелены на организованную преступность

После случившегося десяток лет назад спада полиция Эстонии вновь развернула систематическую борьбу с организованной преступностью. Свидетельством этого стали несколько дошедших до суда уголовных дел.   «Лет десять назад основной акцент делался на борьбу с проституцией», - вспоминает сегодня майор полиции Аго Лейс, являющийся сотрудником Центральной криминальной полиции. 

Правда, тогдашняя война полиции с борделями увенчалась успехом, поскольку, за единственным исключением, в настоящее время в Таллинне уже не осталось заведений, явно именующих себя публичными домами. Еще десять лет назад их насчитывались десятки. В итоге один за другим все они оказались закрыты. 

«Если еще пять лет назад мы расследовали всевозможные преступления, и важна была статистика расследованных дел, то теперь мы уже не гоняемся за цифрами, но концентрируемся на сути, на личностях и воздействии преступлений. Мы направляем основной ресурс на т.н. вершину преступного мира, чья деятельность в наибольшей степени представляет угрозу обществу (наркобизнес, вымогательство и т.д.). Для законопослушных людей эти группировки и их члены особой угрозы не представляют», - говорит Каннисте.    

Сфера деятельности организованной преступности в Эстонии широка: налоговые махинации, мошенничество, кражи, наркобизнес и услуги инкассо. Чтобы за всем присматривать требуется время, и это довольно сложно. Однако, как свидетельствует продолжавшееся несколько лет следствие по банде Ассара Паулуса, надежда на успех все же есть.  

Процесс Паулуса - это лишь один из примеров успешного следствия. На этой неделе начался уголовный процесс над лидером «чеченцев» Хароном Дикаевым и его подручными.  На начало следующего года назначен процесс по делу входящего в управляющий делами уголовного мира общак  Андрея Кузякина.

Однако осуждение даже ядра преступной группировки еще не означает автоматически ее кончины.  Ускользающие из рук следствия члены групп по возможности продолжают заниматься своим промыслом.  «Да, ликвидация их сложна, поскольку такие объединения очень устойчивы», - признает специализирующийся на делах организованной преступности госпрокурор Вахур Верте. 

КОММЕНТАРИЙ

Генеральный директор департамента полиции и погранохраны

Эльмар Вахер

Борьба с организованной преступностью прежде всего решает вопрос о том, действуют ли законы или же чье-то запугивание. Как в семье, где склонный к насилию отец держит всю семью в страхе, таким же образом преступные сообщества используют страх, чтобы установить свои правила в какой-то общине или в сфере бизнеса. Задача полиции в борьбе с организованной преступностью обеспечить, чтобы Эстонии являлась правовым государством, в котором нет места страху перед преступными сообществами и блатному менталитету.  

Страх это обычная тактика организованной преступности при вербовке людей. Молодого человека соблазняют одноразовым крупным заработком, но эта «одноразовость» означает вечное пребывание во власти преступной группы, поскольку ничто не связывает преступников друг с другом крепче, чем совместно совершенное преступление.  

Расследуя уголовные преступления, Криминальная полиция постоянно отслеживает, идет ли речь об одиночном случае, или же преступления совершаются систематически, чтобы возводить свое собственное параллельное государство, в котором законы Эстонии подменяются созданными преступниками правилами.  

Я напомню, что преступное сообщество обладает строгой иерархией, это объединение с разделением обязанностей промеж его членов, деятельность которого направлена на совершение преступлений.  За принадлежность к преступной группе предусмотрено наказание до 12 лет лишения свободы, однако, за создание такого объединения, руководство им или вербовку туда членов предусматривается лишение свободы сроком до 15 лет.

Комментарии (11)
Copy
Наверх