Гонка за самый независимый пост

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Sander Ilvest, Juss Saska

Последний мониторинг популярности политических партий нельзя рассматривать в отрыве от президентских выборов, от рейтингов кандидатов в президенты. Они ожидаемо, по крайней мере, относительно самой популярной фигуры, отражают противоречивую тенденцию.

Рейтинг популярности Марины Кальюранд с весомым преимуществом почти в 40 процентов более чем вдвое выше, чем у Сийма Калласа. В то же время сторонников Партии реформ по сравнению с августом стало существенно меньше. Ключевыми понятиями, сулящими успех на нынешних президентских выборах, становятся независимость, надпартийность и даже протестный характер кандидата. За последние пару недель Партия реформ сделала всё для того, чтобы Марина Кальюранд стала именно таким кандидатом.

В решении Кальюранд отказаться от поста министра иностранных дел и выдвинуть свою кандидатуру на пост президента в Коллегии выборщиков просматривается протест против решения Партии реформ сплотить ряды за спиной Сийма Калласа. Все это создает как в глазах общественности, так и среди выборщиков ощущение, что победитель конкурса на звание независимого кандидата определился. Поддерживающие Кальюранд комментарии в соцсетях указывают, что сочувствие по отношению к преданной и брошенной в результате «партийно-политической расправы» и «рожденных в кулуарах сговоров» Кальюранд являет собой такую эмоцию, которую никак нельзя недооценивать при формировании окончательных результатов. Тем самым Кальюранд может, по крайней мере сейчас, рассчитывать как на протестные, так и на сочувствующие голоса. Партии реформ все это обошлось в шесть процентов потерь в рейтинге популярности.

Другая причина снижения рейтинга Партии реформ, видимо, связана с явным вероломством в первом туре выборов в Рийгикогу, когда не была соблюдена договоренность с соцдемами отдать голоса за Эйки Нес­тора. Решение соцдемов отреагировать на вероломство достойно и не отвечать обманом на обман, видимо, отчасти и стало причиной того, что количество сторонников соцдемов увеличилось на четыре процента.

Отдельный вопрос в том, почему протест и независимость стали в ходе нынешних выборов самоцелью. Став президентом, необходимо отказаться от членства в партии, и, как показывает опыт, вообще от всяких партийных связей, поэтому способность встать над партиями является качеством, которое должно сопутствовать вступлению на пост президента.

Что же касается протеста, то должность президента все же не может означать ее противопоставления партиям. Но если личная независимость уже превратилась в самоцель, остается вопрос, насколько же независимы и готовы встать над партиями нынешние демонстрирующие себя таковыми кандидаты.

Ясно, что решение Марины Кальюранд баллотироваться в Коллегии выборщиков было принято не без участия влиятельных реформистов, в том числе и экс-министра иностранных дел Кейт Пентус-Розиманнус. Поэтому противопоставление себя партии тут обманчиво. Разве только что в отношении председателя партии Таави Рыйваса. И тем самым Рыйвас сам обеспечил преимущество Кальюранд в независимости позиции в гонке кандидатов в президенты страны.

Комментарии
Copy
Наверх