Путин формирует новую элиту (21)

Яанус Пийрсалу
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Российский президент Владимир Путин во время недавней поездки на озеро Ильмень.
Российский президент Владимир Путин во время недавней поездки на озеро Ильмень. Фото: Sputnik/Scanpix

Многих в России гораздо больше, чем выборы в Государственную думу, которые состоятся на этих выходных, беспокоит то, какие еще неожиданные ходы предпримет президент Путин в продолжение начавшихся весной кадровых перестановок, в результате которых колода политического руководства страны и так уже существенно перетасована.

Часть экспертов считает,  что мы имеем дело с давно запланированной Путиным сменой поколений в руководстве страны. Другие видят в этих перестановках желание Путина в эти сложные времена заменить своих старых соратников на более молодых чиновников и сотрудников безопасности, которые были бы благодарны ему за вхождение во власть и поэтому еще более верны, чем старые кадры.

Решение новых проблем требует новых людей: впервые за 15-летнее правление Путина уже два года подряд уровень жизни населения России падает. Но что для Путина особенно неприятно, так это то, что особого улучшения ситуации не предвидится – в этом году продолжится падение экономики, а в будущем она вырастет в лучшем случае на один процент. Кроме того, финансовые резервы, накопленные за годы высоких цен на нефть, могут закончиться уже в начале следующего года.  

Московский политолог, бывший эксперт фонда Карнеги Николай Петров считает, что кадровые перестановки являются не просто сменой поколений. По его мнению, Путин обеспечивает себе свободу маневра на случай чрезвычайной ситуации.

«Это нужно для того, чтобы при необходимости развернуть свою политику в любом нужном ему направлении и не вызвать при этом протест элиты, – сказал Петров в интервью Postimees. – Влиятельные группы московской элиты сейчас являются сторонниками сохранения статус-кво. Они приспособились и чувствуют себя хорошо, они ничего не хотят менять в политике и экономике, но они также не хотят каких-либо новых репрессий».

Петров считает, что у Путина, грубо говоря, есть два варианта, от реализации которых зависит его дальнейшая политика и кадровые перестановки.

Повернуться к Западу

«Сейчас Путин пытается улучшить отношения с Западом, чтобы снять с России санкции и затем одолжить денег на решение экономических и социальных проблем, чтобы добиться своего переизбрания», – считает Петров, добавляя, что следующие президентские выборы пройдут в России уже через полтора года.

Если наладить отношения с Западом не удастся, то, по мнению Петрова, для Путина существует два возможных варианта развития событий: «Либо модернизация вместе с реформами, которую можно условно назвать сценарием Кудрина, либо жесткий авторитаризм с репрессиями и чистками».

Начиная с весны Путин оправил в отставку нескольких своих старых соратников – многолетнего главу президентской администрации Сергея Иванова, некогда всемогущего руководителя наркополиции Виктора Иванова, директора Федеральной службы охраны Евгения Мурова, главу Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского и начальника Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Все они были сослуживцами Путина по КГБ, а позже, за некоторыми исключениями, генералами ФСБ.

Путин освободил от занимаемой должности члена Совета безопасности, бывшего министра внутренних дел и спикера Госдумы Бориса Грызлова, а также председателя Избиркома Владимира Чурова. Год назад был уволен президента РЖД (Российских железных дорог) Владимир Якунин. Все эти люди, кто недолго, а кто на протяжении длительного периода времени, входили в политическую элиту России.

Кроме этого, с начала года Путин заменил семь губернаторов из 85 и двух своих спецпредставителей в федеральных округах. Крупные кадровые перестановки  произошли и в руководстве ФСБ. От чисток и даже арестов пострадали и другие силовые структуры, такие как Следственный комитет, Генеральная прокуратура и МВД.

В то же время российский президент создал новую мощную силовую структуру – Национальную гвардию, которая по численности составляет почти половину вооруженных сил России, и назначил командовать ею бывшего начальника своей охраны генерала Виктора Золотова. Этот шаг вывел из равновесия российские спецслужбы и заставил их конкурировать за власть и влияние.

Подготовка к 2024 году

Такого массового увольнения влиятельных людей и такого количества перестановок на руководящих должностях в силовых структурах за столь короткий промежуток времени в российской внутренней политике не было уже давно.

Известный московский политтехнолог, бывший начальник управления президента РФ по внутренней политике (осень 2011 – весна 2012) Koнстантин Костин считает, что речь идет не о чистке, Путин намеренно идет на смену поколений в рядах высших чиновников страны.

«Новые назначения преследуют цель повысить качество управления государством, – заявил Костин Postimees. – Путин как архитектор политической системы современной России чувствует свою ответственность за то, чтобы система управления государством была эффективной и сохраняла преемственность в течение длительного периода».

Повышение качества управления государством Костин назвал огромным потенциалом для развития России.

«Кто хуже: человек руководит очень эффективно, но при этом немного ворует, или человек, который вообще не ворует, но ущерб государству от его неправильных решений в несколько раз больше, чем от коррупционной деятельности первого?» – спрашивает он. «Конечно, плохи оба, но, к сожалению, ущерб от действий последнего больше, чем от коррупции. Огромное число проектов у нас реализуется очень плохо или вообще не реализуется», – добавил Костин.

По утверждению Костина, многие из уже проведенных кадровых изменений и тех, которые будут проводиться, направлены на подготовку к 2024 году, когда закончится срок полномочий избранного в 2018 году президента. Костин уверен, что Путин останется президентом до 2024 года, поскольку на иные варианты осталось уже слишком мало времени.

«Гораздо важнее понять, кто будет руководить государством после 2024 года? – считает Костин. – Безусловно, должны появиться новые руководители, новое поколение. Этому новому поколению нужны опыт и знания. Этот процесс и идет сегодня, ведь времени (до 2024 года) осталось не так уж и много», – сказал он. 

Комментарии (21)
Copy

Ключевые слова

Наверх