Власть № 4. Верблюды Ида-Вирумаа, объясняйтесь! (19)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Нарва: город, который не ловит эстонских сигналов и, по мнению некоторых, рискует превратиться то ли в Донецк, то ли вовсе в Белфаст.
Нарва: город, который не ловит эстонских сигналов и, по мнению некоторых, рискует превратиться то ли в Донецк, то ли вовсе в Белфаст. Фото: Ээро Вабамяги

На этой неделе эстонские СМИ писали о прошлом и нынешнем главах МИДа, Марине Кальюранд и Юргене Лиги, но и о русских не забывали.

На портале Delfi реформист Урмас Сутроп хочет Марину Кальюранд в президенты: она беспартийна, а значит, свободна и независима – и к тому же «единственно возможный кандидат, способный объединить Эстонию». Чтоб вы знали, Кальюранд дает «нам» (Сутропу) «надежду на то, что наши русские превратятся в лояльных и активных граждан нашего государства». Сейчас-то русские нелояльны и пассивны, верно?.. Многие к тому же и неграждане; хотя бы это – правда.

Нарвский президент Сависаар

Что любопытно, сама Кальюранд, как явствует из ее интервью Eesti Päevaleht, считает интеграцию «в какой-то мере удавшейся»: «То, что многие русские остались жить в Эстонии, – я считаю комплиментом нашему государству». (Забавная логика. А если просто ехать было некуда? И если и не хотелось никуда ехать из своей, что бы там кто ни говорил, страны – это все равно был комплимент государству?)

Удивительное рядом: «Я утверждаю, что наша интеграция на известном уровне была успешной, – говорит Кальюранд. – Смотрю на наших военных, спортсменов, деятелей культуры, чиновников. У нас есть истории успеха...» Не поспоришь ни насчет армии, ни насчет спорта с культурой, но вот чиновничество, в котором русских катастрофически мало (в 2015 году – жалких три процента, это при каждом четвертом русском жителе республики!), причислять к историям успеха странно. Скорее уж это история тотальной неудачи. Можно, конечно, сказать, что министр Осиновский стоит сорока тысяч русских, но вот вопрос: какой была бы история Осиновского-младшего без успехов Осиновского-старшего?

«Да, статистика утверждает, что людей с русскими корнями среди наркоманов и безработных больше, – продолжает Кальюранд (надеюсь, что с ужасом – наркоманы и безработные перевешивают все спортивно-культурные «истории успеха» вместе взятые). – Наше государство должно обращать больше внимания на Ида-Вирумаа. Но в то же время следует обратить внимание и на другие регионы».

Пока же Ида-Вирумаа на неделе привлек к себе нешуточное внимание СМИ. В том же EPL главред русского Delfi Юлия Родина задается вопросом: «Президент Нарвы – кто он?» Портал провел в Нарве уличный опрос и выяснил, что «те, кто немножко знает о политике Эстонии», считают президентом Сависаара. «На какой (инфо)планете живет Ида-Вирумаа? – спрашивает Юлия. – О чем пишут местные газеты? Они ведь не все “Столицы”. О телеканале ETV+, который в эфире целый год, не стоит и говорить. Антенны Ида-Вирумаа словно бы не принимают его сигналов – как в прямом, так и в переносном смысле. Отверженность Ида-Вирумаа – не шутка. Я не вижу, чтобы тамошние жители были против Эстонии. Дело не в их отношении. Государство просто должно помнить, что эти люди существуют. Нельзя ограничиваться тем, что мы время от времени проводим “Дни Эстонской Республики в Нарве”...»

Идаируская республиканская армия

Положению в Ида-Вирумаа посвятил огромную, на шесть полос (пусть и с рекламой), статью журналист Eesti Ekspress Сулев Ведлер. Оттолкнулся он от конфиденциального меморандума, который в августе 2015 года представил в комиссию по безопасности бывший советник правительства по психзащите Ильмар Рааг, ныне работающий в африканской военной миссии и, видимо, для комментариев недоступный.

В меморандуме, дополненном в феврале этого года после волны сокращений на предприятиях Северо-Востока, Рааг писал о том, что «Ида-Вирумаа стремительно русифицируется (или россиифицируется? в общем, «венестуб» – Н.К.), и нет признаков того, что тренд поменяется... Мы теряем уезд и рискуем, что в случае конфликта с РФ не сможем контролировать ситуацию в городах Ида-Вирумаа... В социальном плане речь идет об уезде, который – на основании аналогии с другими странами – подходит для развития насильственного радикализма».

Рааг видел два негативных варианта развития событий. Первый – «как на Восточной Украине»: «зеленые человечки» отторгают регион при поддержке 1500 активных и десятков тысяч пассивных жителей Северо-Востока, убежденных в том, что участие в НАТО ведет к войне. Второй – «как в Северной Ирландии»: скромная сеть местных террористов (вроде Ирландской республиканской армии! в Ида-Вирумаа! оцените полет фантазии! – Н.К.) уделывает уезд при поддержке из-за понятно какого бугра. Чтобы это все как-то предотвратить, Рааг советовал разработать особую программу на десять лет, в частности, сделать присутствие силовых структур в Нарве более заметным.

Почти все эксперты сочли эти сценарии черными и нереалистичными. Но социально-экономическое положение Северо-Востока (Ведлер приводит ужасающие графики) свидетельствует: предпосылки для бунта есть. В других странах бунтуют из-за меньшего, а ситуация в Ида-Вирумаа заставляет вспомнить завет российского премьера: денег нет, но вы держитесь.

Гнетущие массы с гвоздиками

В Eesti Päevaleht редактор газеты Põhjarannik Теэт Корстен пишет про «молчаливый великорусский шовинизм» Ида-Вирумаа. Правда, он полагает, что стакан наполовину полон и Северо-Восток к Эстонии ближе, чем «город-государство Ласнамяэ», но радужного тут мало. Автора коробит, например, закон, по которому до местных выборов в свое время были допущены люди без знания эстонского («умбкеэльсед», причем речь не только о буквальном незнании языка, но и о каком-то «ментальном безъязычии» – Шишков, прости, не знаю, как перевести). В итоге власть попала в руки «коллективного Валерия Корба».

Особо возмущает Корстена то, что в этом году почетным гражданином Кохтла-Ярве местное горсобрание избрало «представителя соотечественников Валерия Тумко, полковника в отставке, который каждый год организует самое гнетущее мероприятие в городе» (впоследствии Тумко от звания отказался). А именно: «9 мая в старом городе Кохтла-Ярве к местному Алеше (мемориалу павшим в Великой Отечественной – Н.К.) собираются народные массы с гвоздиками. Туда приходят и отцы города. Им не стыдно». Не очень понятно, с каких пор в Европе стало стыдно поминать погибших в борьбе с Третьим рейхом. Или дело в том, что кто-то там прицепил к груди георгиевскую ленточку?

Теэт Корстен считает, что надо сделать что-то, чтобы «местные политики попросту не осмеливались бы приходить, например, на празднование годовщины т.н. освобождения Нарвы». С его точки зрения, даже Андрус Ансип, будучи премьером, совершил ошибку, когда ходил «кланяться Бронзовому солдату после его переноса на Фильтри-теэ».

Еще Корстен полагает, что «нужно учитывать психологию русского человека», который, видите ли, хочет, чтобы его «направляли», куда больше, чем эстонец, а так как Эстония – ну очень либеральная страна и никого никуда не направляет, русские в итоге поддались путинским телеканалам. Такая вот простая история. Проще некуда.

Автор хвалит КаПо – «работа известных органов» вселяет в него уверенность – и среди прочего роняет: «Наши власти много чего не сделали, и однажды всё это может нам аукнуться. Мы поставили на НАТО, и это понятно. Но своих верблюдов мы должны привязывать сами». Понятно, что это поговорка такая, но наверняка жителям Северо-Востока читать про «своих верблюдов» особенно приятно.

Комментарии (19)
Copy
Наверх