Читай, Россия, и плачь, Европа!

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В Клубе ценителей русского языка беспрерывно выступали поэты, читавшие наизусть и по бумажке стихи разной степени талантливости.
В Клубе ценителей русского языка беспрерывно выступали поэты, читавшие наизусть и по бумажке стихи разной степени талантливости. Фото: Николай Караев

В Москве на ВДНХ прошла ежегодная Международная московская книжная выставка-ярмарка – знаменитая ММКВЯ, к сожалению, за последние годы сдавшая позиции.

Как свидетельствуют постоянные участники выставки, еще несколько лет назад она проводилась с куда большим размахом, занимала два этажа одного из громадных павильонов ВДНХ и была главной книжной ярмаркой Москвы. Сегодня ММКВЯ претендовать на этот титул уже не может – в отличие от, например, Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction.

Знаток всего и вся Анатолий Вассерман выступал на ММКВЯ так часто, что казалось, будто Вассерманов несколько.
Знаток всего и вся Анатолий Вассерман выступал на ММКВЯ так часто, что казалось, будто Вассерманов несколько. Фото: Николай Караев

Но, конечно, для книгочея любая сколь-нибудь масштабная книжная ярмарка – это и рай, и ад. Рай – понятно почему, ад – потому что глаза разбегаются, а с деньгами и временем по-прежнему напряг, и даже если отсекать всё, что тебе совсем-совсем не нужно, всё равно в результате составится солидный список того, что не приобрести, увы, никак.

Народная любимица Дарья Донцова героически раздала несколько сотен автографов, фотографируясь почти со всякой своей читательницей.
Народная любимица Дарья Донцова героически раздала несколько сотен автографов, фотографируясь почти со всякой своей читательницей. Фото: Николай Караев

С другой стороны, всякая книжная ярмарка – это еще и срез эпохи, включая, как ни жаль, не только культуру, но и (гео)политику. Вряд ли случайно первым же стендом, который встречал посетителей ММКВЯ, был стенд Республики Крым; вряд ли случайно на ММКВЯ не было стендов ни Украины, ни Польши, ни Турции, да и вообще Европа была представлена куце (так, стенд «Книги Германии» на поверку оказался филиалом какой-то протестантской секты). Впрочем, главным гостем ММКВЯ была все-таки Греция, хотя особенного ажиотажа у ее стенда не наблюдалось. Другое дело – Восток: ряд исламских издательств, огромный и роскошный стенд Ирана, еще больше – Китая, точнее, лишь одной его провинции, Шэньси... Плюс, конечно, экс-республики СССР: Армения, Азербайджан, Казахстан. Из прибалтийских республик на ММКВЯ была только Эстония – в лице издательств «Александра» и «КПД».

Скрывшись на одном из стендов небольших издательств, мультипликатор Юрий Норштейн был скромен и молчалив.
Скрывшись на одном из стендов небольших издательств, мультипликатор Юрий Норштейн был скромен и молчалив. Фото: Николай Караев

Если посмотреть на тематику, ММКВЯ предстает в достаточно странном, а то и страшном свете: в свободной стране на выставке-ярмарке может торговать кто угодно, и львиная доля торгующих – это издательства разной степени эзотеричности и/или патриотичности. Зачастую то и другое сливается в книгах, живописующих всяческие русские руны и русские веды, загадочную «русскую науку», от которой рукой подать до идеи возрождения древней, ныне утраченной и почти забытой империи. Но и без горе-ура-патриотов на книжной ярмарке было множество фриков – от сайентологов с аж двумя стендами до людей, которые несколько хамовато уверяли меня, что автор книги «Последнее послание к Человечеству» Левашов – это ученый, а «ваш Эйнштейн – фигня какая-то».

Странная пара, больше всего напоминавшая Труляля и Траляля из сказки Льюиса Кэрролла, в один голос агитировала за избрание Путина президентом на два срока подряд.
Странная пара, больше всего напоминавшая Труляля и Траляля из сказки Льюиса Кэрролла, в один голос агитировала за избрание Путина президентом на два срока подряд. Фото: Николай Караев

Конечно, главный манок на таких ярмарках – авторы, которые лично представляют свои книги и собирают внушительные толпы слушателей. На главных площадках ММКВЯ – издательств «АСТ», «ЭКСМО» и «Молодая гвардия» – можно было увидеть таких звезд российской культуры, как Никита Михалков, Дмитрий Быков, Сергей Лукьяненко, Юрий Лужков, Сергей Хрущев (сын Никиты Хрущева, выпустивший книгу об отце «Реформатор»). Впрочем, у стендов помельче встречались иногда люди куда интереснее, например, создатель «Ежика в тумане» Юрий Норштейн и журналист Андрей Максимов.

Ученый и публицист Сергей Никитич Хрущев подписывает очередную книгу о своем знаменитом отце.
Ученый и публицист Сергей Никитич Хрущев подписывает очередную книгу о своем знаменитом отце. Фото: Николай Караев

В общем, если вы любите читать, ММКВЯ – по-прежнему правильное место паломничества, и то, что добрая половина книжной ярмарки замкнута на политику и псевдонауку, ничего не значит: зато тут есть фантастический выбор художественной литературы на любой вкус, книг для детей, нонфикшна... Билет стоил чуть больше двух евро, книги по эстонским меркам сказочно дешевы. И на интересных людей посмотреть можно.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх