Репутации семейной медицины вредит нехватка времени

Ханнели Руди
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Доктор Руть Калда считает, что умение общаться с пациентом является одним из признаков профессионализма.
Доктор Руть Калда считает, что умение общаться с пациентом является одним из признаков профессионализма. Фото: Лаури Кулпсоо

Несмотря на то, что уровень нашей системы семейных врачей в Европе оценивается довольно высоко, пациенты Эстонии по-прежнему предпочитают лечиться у врачей-специалистов. Профессор Тартуского университета (ТУ) Руть Калда считает, что одной из причин, по которой люди обращаются именно к специалистам, является то, что у семейного врача не хватает времени, чтобы разобраться с проблемой пациента.

«Знания, навыки и система приема семейных врачей значительно улучшились, мы действительно работаем на хорошем уровне, и в сравнении с другими странами Европы многие специалисты выдвигают нас в число первых», – говорит профессор института семейной медицины и народного здравоохранения ТУ Калда, которая раньше возглавляла Эстонское общество семейных врачей. В качестве примера она привела результаты исследования работы семейных врачей, проведенного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), где Эстонии было отведено место между Швецией и Данией, а Ирландия, Авс­т­рия, Голландия и Германия оказались в этом списке ниже.

Требования пациентов растут

И все же Калда отмечает, что с точки зрения обычного человека дело обстоит не так хорошо, как  кажется. Несмотря на то, что эстонские центры семейной медицины пытаются решить как можно больше проблем со здоровьем человека, вместе с их возможностями растут и требования, и ожидания людей.

«Пациенту важно, чтобы он мог рассказать о своей боли, и у врача нашлось бы время внимательно его выслушать. Так у человека появляется чувство уверенности в том, что ему действительно помогли», – говорит Калда. Если же пациент видит, что врач к нему невнимателен, то после приема у него может остаться чувство не­удовлетворенности, хотя на самом деле это не совсем так. «За две минуты врач может выписать рецепт на очень правильный антибиотик, поскольку он сразу понял, в чем проблема, но человеку кажется, что ему это лекарство не поможет, так как  врач его даже не выслушал», – приводит пример специалист.

Именно в этом – нехватке времени, по словам Калда, и заключается самая большая проблема семейных врачей: «Система давит на нас: нужно делать все больше анализов и обследований, поэтому дефицит времени только растет».

К специалистам попасть просто

Жители Эстонии обращаются к врачам-специалистам намного чаще, чем жители других Северных стран, а причина, по словам Калда, состоит в том, что там намного сложнее попасть к специалисту: «Вам пришлось бы идти в центр здоровья, а у нас двери врача-специалиста всегда открыты».

В то же время команда тамошнего центра намного больше, чем семейный врач и сестра: можно попасть на прием к акушерке, имеется восстановительное лечение, сестра по душевному здоровью поможет решить психологические и психиатрические проблемы: «Чем больше услуг предлагается на первичном уровне, тем меньше людей обращается к врачам-специалистам».

На прошлой неделе в Раквере состоялась конференция семейных врачей, где были названы 54 лучших терапевта и центра Эстонии, но, по словам Калда, это не означает, что только их можно считать хорошими. Участие в оценивании сейчас добровольное, и из 800 практикующих семейных врачей и центров согласились на это только 200.

«Поскольку остальные врачи себя не представили, нельзя сказать однозначно – хорошие они или плохие. Мы их не оценивали», – подчеркнула Калда. Причин, по которым врачи не хотят участвовать в оценивании, по ее мнению, несколько: «Ты сам должен проанализировать свою работу, затем подать ходатайство и быть готовым к тому, что к тебе придут с проверкой. Все это отнимает время, кроме того, многие ли из нас хотят заглянуть внутрь себя и подвергнуться анализу?»

В данный момент нет плана проводить оценивание работы семейного врача в обязательном порядке, но, по словам Калда, в будущем имеет смысл это обсудить: «Сейчас мы просто не успеваем оценить работу всех 800 практикующих врачей и центров, поскольку один визит занимает около двух часов, и мы делаем это добровольно, не получая за это никакой платы».

Чтобы заняться оцениванием всей системы,  нужно создать целое подразделение. В пример Калда привела Данию, где некоторые семейные врачи имеют нагрузку  75 процентов, а в оставшееся время занимаются оценкой работы коллег.

Сделать выбор трудно

По словам Калда, которая и сама работает семейным врачом, какого-то правила, как найти себе хорошего врача, не существует: «Большую роль играют  личные предпочтения и к чужому мнению  в этом случае не особенно прислушиваются». Тот факт, что семейный врач признан в Эстонии лучшим – лишь один из критериев, который может повлиять на выбор пациента. Калда советует позвонить в регистратуру и послушать, как вам ответят на звонок: «Первый контакт дает важную информацию и позволяет определить, подходит вам этот врач или нет».

Комментарии
Copy
Наверх