Кризис в Больничной кассе: Осиновский оказался между молотом и наковальней

Ханнели Руди
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Liis Treimann

На сегодняшний день министр здоровья и труда, а также председатель СДПЭ Евгений Осиновский оказался словно между молотом и наковальней: правительство требует планового урезания расходов в счет покрытия перерасходов Больничной кассы в объеме почти 30 миллионов евро, но единственная достойная серьезного внимания идея по части латания огромной бюджетной дыры совершенно неприемлема для системы здравоохранения.    

Выступивший на прошлой неделе после собрания совета Больничной кассы Евгений Осиновский сумел создать у общественности впечатление, будто бы решения того, как залатать бюджетную дыру Больничной кассы, действительно существуют. Перед объективами камер все прозвучало очень убедительно: введем ограничения на компенсации по родам и заболеваниям; государство перестанет платить за некоторые льготные лекарственные препараты; больницам будут платить меньше обещанного.     

На самом же деле две первые высказанные идеи не помогут. Ограничения по части компенсаций на нетрудоспособность, видимо, вступят в силу не ранее первого января, а список льготных лекарственных препаратов пересматривается регулярно, причем исключение четырех препаратов позволит сэкономить всего 200 000 евро. Даже если социальный налог поступит в объеме, который на пять миллионов евро превышает запланированный, этого будет недостаточно для компенсации перерасхода средств в 30 миллионов евро.    

В итоге единственное достойное внимания предложение, с которым Осиновский может выйти как в совет Больничной кассы, так и в правительство, предполагает нарушение заключенного с больницами договора и готовность платить им за каждый лечебный случай в меньшем объеме, чем было оговорено. Однако это является для больниц неприемлемым.     

«Проблема Осиновского заключается в том, что он, видимо, не представляет себе, что на самом деле повлечет за собой данное предложение», - полагает руководитель Пярнуской больницы и Союза больниц Урмас Суле.

Являющийся при этом членом совета Больничной кассы Суле считает нынешнюю ситуацию абсурдной. Если перерасход средств Больничной кассы был обусловлен значительно превысившими ожидания компенсациями по нетрудоспособности, новым лекарством от гепатита С, а также сверхурочной работой больниц, то экономить предполагается исключительно за счет больниц. По утверждению Суле, на самом деле больницы вовсе не заинтересованы в сверхурочной работе, за которую платят лишь одну треть ее стоимости. Однако налицо неизбежность, поскольку количество стационарных приемов (больничное лечение – прим. ред.) во имя равновесия госбюджета постоянно подвергалось уменьшению.    

Подобная мера экономии применялась в период экономического спада, когда за каждый случай лечения больницам платили на шесть процентов меньше, чем было установлено договором.

«Но тогда расходы урезали все госучреждения, и народ был к этому готов. Сам я просто не представляю, как я сейчас выйду к больничному персоналу со словами, что пора нам вновь брать неоплачиваемые выходные дни, как в те времена. Они просто этого не поймут», - заявил руководитель Пярнуской больницы. 

Суле не понимает жесткой позиции Министерства финансов, не позволяющей использовать для латания бюджетной дыры накопленных  самой же Больничной кассой резервов.  

«Ведь Больничная касса отнюдь не одна на всю Эстонскую Республику, где доходы и расходы не сходятся. Но для того, чтобы госбюджет был приведен в равновесие, Министерство финансов не позволяет им воспользоваться резервами, хотя использовать их на что-то другое тоже нельзя», - констатирует он.  

Руководитель больницы признался, что не видит сейчас ни одного серьезного предложения по части сокращения перерасхода  средств Больничной кассы. «Все меры, способные обеспечить экономию средств, являются вопиющими», - отметил он. 

По словам Суле, трудно предположить, с какими предложениями министр здоровья и труда Осиновский выйдет на заседание кабинета министров. 

Со стороны министерства социальных дел было заявлено, что на этой неделе Больничная касса встречалась с причастными к делу сторонами, целью же сегодняшнего собрания является заслушать информацию, собранную Больничной кассой. «На этой основе будут приниматься и дальнейшие решения относительно вариантов, уже представленных на минувшей неделе», - отмечается в кратком комментарии министерства.   

Комментарии
Copy
Наверх