Путинский застой без альтернативы? (34)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова имеет безупречную репутацию, поэтому нет причин обвинять власти в подтасовке результатов.
Председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова имеет безупречную репутацию, поэтому нет причин обвинять власти в подтасовке результатов. Фото: AP/Scanpix

Выборы в Госдуму России прошли, как предполагалось и как планировали власти: «Единая Россия» под предводительством премьер-министра Дмитрия Медведева набрала более половины голосов, отданных по партийным спискам. 

За ней следуют три партии из так называемой системной оппозиции: популистская ЛДПР Владимира Жириновского, возглавляемые Геннадием Зюгановым коммунисты и партия социал-демократической ориентации «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым. Остальные четырнадцать партий, участвовавшие в выборах, не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. При этом результат основных партий из либеральной оппозиции – «Яблока» Григория Явлинского и партии бывшего премьера Михаила Касьянова ПАРНАС – не превысил двух процентов.

Политическая апатия

Поскольку из 450 депутатов нижней палаты по партийным спискам выбирали лишь одну половину, а вторую – по одномандатным округам, где избранным становился кандидат, набравший наибольшее число голосов, в Думу прошли и некоторые народные избранники, не представляющие президентскую партию и, выражаясь языком британцев, «лояльную оппозицию Его Величества». Однако это не меняет общей картины. Победа сил, поддерживающих Кремль, была впечатляющей.

За корректностью выборов наблюдала Элла Памфилова, имеющая безупречную репутацию и принимаемая даже критиками Кремля, поэтому нет причин обвинять власти в подтасовке результатов. Кое-где нарушения и подозрительные инциденты имели место, но общей картины это не меняет. Выборы стали классическим образчиком так называемой управляемой демократии и еще более легитимизировали власть президента Владимира Путина, которая и без того остается прочной, несмотря на экономический спад и другие проблемы. К 80-процентному рейтингу Путина, по моим данным, даже близко не приближаются показатели ни одного лидера «свободного мира».

Единственной ложкой дегтя, с точки зрения властей, оказалась низкая избирательная активность. По стране она едва составила сорок процентов, а в Москве и Петербурге оказалась и того ниже, то есть большая часть россиян стала политически апатичной. С точки зрения Кремля, это, несомненно, лучший вариант, нежели волна активных протестов, последовавшая за выборами 2011 года.

За стабильность

Путин уже успел подчеркнуть, что народ проголосовал прежде всего за стабильность политики и общества, а также – за  курс, избранный властями в сложной ситуации. В принципе, он прав: явное большинство россиян поддерживает стабильность и избранный курс, голосуя или не голосуя – последнее можно считать молчаливым согласием, поскольку серьезной и лучшей альтернативы этому как будто не видно.

И именно это опасно для России. Отсутствие альтернативы и возможности выбора всегда рискованно. Я не имею в виду, что Кремль манипулирует народом в своих интересах – это действительно происходит, но это существует в большей или меньшей мере везде. Дело, скорее, в том, что в нынешней ситуации альтернативы Путину не видно: нет такого человека, кто смог бы предложить государству отличный от нынешнего курс, который был бы поддержан народом.

Представители несистемной оппозиции неизбежно маргинальны и представляют либо тех, кто жаждет вернуться в советские времена, либо либералов-западников. Или же они представляют популистов и ультранационалистов, которые и сами не знают, чего хотят. Советская система развалилась, как и попытки либералов в 1990-е годы построить общество на западный манер, зависимое от Запада: подобная либеральная общественная модель работала не очень успешно, поэтому не кажется народу привлекательной.

Путин и его сторонники сумели относительно успешно вывести Россию из шока и хаоса, последовавших за крушением Советского Союза. Политическая ситуация в стране стабильна, во всяком случае, речь не идет о гражданской войне и распаде. Государственная экономика и уровень жизни людей за семнадцать лет, проведенные Путиным у власти, улучшились в несколько раз. По крайней мере частично восстановились позиции России как государства, играющего большую роль в глобальном масштабе. Некоторые шаги Путина во внутренней и внешней политике весьма сомнительны или вовсе противоречат международному праву и правилам хорошего тона, однако в итоге эта политика обеспечила ему поддержку большинства россиян.

Нужна, но ее нет

Вопрос, скорее, в том, что будет дальше? От стабильности до стагнации один шаг. Составлявшие в 2014 году более 90 миллиардов долларов валютные резервы России уменьшились примерно до 15 миллиардов. Резкий прошлогодний спад в этом году замедлился и может в следующем году смениться ростом, однако в ближайшем будущем хороших времен ждать не приходится. Даже если цены на сырье начнут расти, а России удастся добиться отмены или смягчения экономических санкций, введенных в ответ на аннексию Крыма, никакого резкого скачка в развитии не произойдет.

По динамичности и инновативности экономики и общества Россия уступает и США, и Европе (положение которой тоже оставляет желать лучшего), и восходящим азиатским звездам, особенно Китаю. В свое время Дмитрий Медведев пытался стимулировать научно-технические и экономические инновации, но без особого успеха, хотя образовательный и научный потенциал у России, несомненно, есть.

Чему же тогда удивляться, если некоторые критически настроенные аналитики начали проводить параллели между нынешней стагнацией в России и брежневским застоем в СССР. Сравнение, конечно, преувеличенное, поскольку Путин – несомненно, более эффективный деятель, нежели Брежнев, однако сравнение это небеспочвенно. Правящий почти семнадцать лет Путин приближается к брежневскому рекорду. Если он победит на президентских выборах, которые пройдут через два года, а вероятно, именно это и произойдет… ну да, альтернативы, видимо, действительно нет. Хотя она была бы нужна.

Комментарии (34)
Copy
Наверх