TV строгого режима

Елизавета Фомина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По мнению заключенных, в Тартуской тюрьме недостаточно телеканалов на русском языке.
По мнению заключенных, в Тартуской тюрьме недостаточно телеканалов на русском языке. Фото: Valgamaalane

После того как в эстонских тюрьмах отключили российские телеканалы, русскоговорящим заключенным осталось смотреть Телеканал благих новостей, Euronews на русском языке и ETV+. 

Точнее, на сухом телевизионном пайке оказались обитатели Тартуской тюрьмы: в Вируской и Таллиннской к этому списку добавили развлекательный канал 3+. Всего Тартуская тюрьма предоставляет для просмотра 17 телеканалов, из которых пять транслируются на эстонском, три на английском, один на сербском (!), шесть на немецком, включая два музыкальных и один спортивный, – и три уже перечисленных на русском языке. О возмущении арестантов по этому поводу «ДД» сообщил заключенный Тартуской тюрьмы Андрей Холостов. В чем же причина недовольства? А вот в чем.

Не развлечения ради...

Название «Телеканал благих новостей» говорит само за себя: транслируемые по ТБН передачи как нельзя лучше подходят для исправительного учреждения. Вот только христианские проповеди не снискали в тюрьме большой популярности. Не пользуется спросом, по словам Холостова, и Euronews. Фактически остается один ETV+, а это в основном эстонские новости и – отчасти – развлекательный контент. Однако развлечений заключенным хочется больше.

Можно возразить, что тюрьма – не место для удовольствий, но для человека сидящего вопрос о том, что он будет смотреть,  –  отнюдь не праздный, а самый что ни на есть насущный. Заключенный на свои средства покупает в тюрьме телевизор, раз в месяц с его счета снимают деньги за потребляемую телевизором электроэнергию, а ему за это показывают «Время исцеления» или «Победоносный голос верующего». Обидно. Тем более, если сравнить количество каналов на русском языке с количеством на немецком, которых аж в два раза больше.

Эти соображения обитатели Тартуской тюрьмы уже не раз высказывали начальству, но на все их просьбы подключить еще один телеканал на русском следовал неизменный отказ.

«В Тартуской тюрьме среди отбывающих наказание русскоговорящих гораздо больше, чем немцев или англичан. Поэтому было бы справедливо добавить еще один телеканал на русском языке, – считает Холостов. – В Таллиннской и Вируской тюрьмах все-таки нашли решение – дополнительно включили канал 3+. В Тартуской же тюрьме почему-то до начальника не достучаться, хотя мы уже неоднократно писали ходатайства и обращения на его имя».

По словам Холостова, администрация тюрьмы объясняет свой отказ подключить дополнительный телеканал недостатком средств, ссылаясь на то, что, в соответствии со статьей 31 Закона о тюремном заключении, права заключенных этим не нарушаются. «Но ведь в других тюрьмах Эстонии была аналогичная ситуация, и в них эта проблема решена. Почему же ее не могут решить у нас?» – недоумевает Холостов.

...а пользы для

Это не первая публичная просьба подключить дополнительный телеканал в Тартуской тюрьме: два года назад один из тамошних заключенных обратился в суд с требованием увеличить количество телеканалов на русском, однако административный суд его ходатайство не удовлетворил, объяснив свой отказ тем, что только тюремное руководство вправе решать, в каком количестве и пропорции в тюрьме будут транслироваться телеканалы, у заключенных такое право отсутствует. Чем руководствуется тюремное начальство при выборе телеканалов, на основании чего определяется их количество и языковое соотношение – эти и другие вопросы мы разослали во все три эстонские тюрьмы.

Как сообщила «ДД» пресс-секретарь Министерства юстиции Мария-Элиза Туулик, главная задача транслируемых в тюрьме телеканалов – способствовать дальнейшей интеграции заключенного в общество после того, как он выйдет на свободу. Из этой цели и исходит тюремное руководство при выборе телеканалов.

«Выбранные каналы должны подготовить заключенных к возвращению в конкретное общество посредством распространения информации и разъяснения общественных ценностей. Поэтому важно, чтобы заключенные могли на понятном им языке получать информацию об Эстонии и – шире – о Евросоюзе, чтобы быть в курсе того, как развивается общество в соответствии с демократическими принципами и правами человека. ETV+ выбран для показа потому, что с его помощью можно донести необходимую информацию об Эстонии людям, родным языком которых является русский, еще в недостаточной мере владеющим эстонским языком. Каналы, пропагандирующие агрессию на личном или государственном уровне и недемократические взгляды, не способствуют интеграции в общество людей, серьезно нарушивших правопорядок, поэтому их мы не транслируем».

Поскольку мы не получили ответа на вопрос, каков ассортимент собственно эстонских телеканалов, принцип отбора остается нам понятен не до конца. Но очевидно, что в отношении телеканалов на русском главный критерий – идеологический. Идеологически верным тюремное руководство сочло и ETV+. Сами же заключенные посчитали его «недоразвлекательным» – недотягивающим до канала 3+. А что же с ним? Неужели и он «пропагандирует агрессию»?

Как сообщили «ДД» в Министерстве юстиции, Тартуская тюрьма не транслирует телеканал 3+ потому, что ценовое предложение, которое сделал тюрьме местный распространитель, оказалось слишком высоким. Что же касается удивившего нас сербского телеканала, то его  показывают по той причине, что на основании заключенного с трибуналом соглашения в Тартуской тюрьме содержатся сербы, осужденные Международным трибуналом по бывшей Югославии. После отбывания наказания они вернутся на родину, поэтому им предоставили возможность и во время заключения следить за жизнью сербского общества.

Комментарии
Copy
Наверх