Подмена деятельности лишает правительство способности принимать важные решения (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Такие разные грани премьер-министра Таави Рыйваса: хотя он стремится произвести впечатление решительного руководителя,    министры его кабинета придерживаются совершенно иного мнения.
Такие разные грани премьер-министра Таави Рыйваса: хотя он стремится произвести впечатление решительного руководителя, министры его кабинета придерживаются совершенно иного мнения. Фото: Дмитрий Котюх

Правительство часами обсуждает 700-страничные обзоры о деятельности государства, заворачивает сырые законопроекты, создавая видимость бурной деятельности, но до конкретных решений дело не доходит – именно так некоторые члены кабинета министров отзываются о действиях нынешнего правительства.

Правительство на своих заседаниях должно принимать предварительно обсужденные, подготовленные и согласованные решения, но этого не происходит.

Неудобные вопросы

По словам одного министра, входившего в состав нескольких правительств, заседания, на которых должны приниматься серьезные решения, проходят в спорах и дискуссиях, как кабинетные.

Что касается кабинетных заседаний, то они, по словам этого чиновника, выливаются в пустую болтовню, когда премьер-министру, который не любит читать пространные документы о ситуации в отдельных областях, просто пересказывают их содержание.

Разве правительство не принимает серьезных решений, может удивиться читатель. На позапрошлой неделе, например, правительство обсудило предложение об отмене специальных пенсий [для полицейских, военнослужащих и прокуроров] и замене их специальными выплатами в накопительную пенсию третьей ступени.

Премьер-министр Таави Рыйвас (Партия реформ), осознавший, очевидно, что поддержка его партии существенно снизилась, воспользовавшись предложением Министерства социальных дел, постарался выставить себя в выгодном свете. Любопытно, дошло бы дело до решений, если бы министр социальной защиты Маргус Цахкна (IRL) еще до вынесения на обсуждение правительства не донес их до сведения общественности, заставив, по сути, правительство принять какое-то решение? Кто же теперь ответит на этот вопрос?

На прошлой неделе медицинские работники вовсе не случайно провели часовую забастовку – это последствие одного неудобного политического решения, принятие которого было отложено. Больничная касса уже многие годы пребывает в минусе, существует за счет резервов, накопленных в лучшие времена. Всевозможные анализы, проведенные за последние годы, говорят о необходимости принципиальных изменений, но до конкретных решений дело не доходит.

Цахкна смотрит в будущее. «Правительству следует набраться смелости и принять решения, связанные с финансированием административной реформы, задачами местных самоуправлений, вопросами государственной реформы. Конкретно в той сфере, за которую я отвечаю, необходимо провести реформу родительской зарплаты», – сказал он.

Министр здоровья и труда, председатель Социал-демократической партии Евгений Осиновский еще весной представил правительству предложения, касающиеся того, где и каким образом изыскать деньги на медицину, но до принятия решений у правительства руки не дошли. Хотя до сведения премьер-министра, начинавшего свою карьеру в должности министра социальных дел, довели результаты проведенных анализов и предложения министра здравоохранения и труда.

Евгений Осиновский выразил сожаление, что многие вопросы, подготовленные министерством и подведомственными учреждениями, надолго застряли в кабинете министров.

«Да, есть вопросы, по которым разногласия достаточно велики, и из-за этого решения не принимаются», – отметил Осиновский, назвав в качестве примера изменения, касающиеся алкогольной политики, которые он лично представил правительству. Коалиция никак не может прийти к единому мнению, и с принятием решения тянут уже год.

Министерский бойкот

Рыйвас довольно четко охарактеризовал деятельность правительства: тонкая настройка. При таком подходе трудно ожидать содержательных и нацеленных на будущее решений.

Хотя правительство каждую неделю проводит пресс-конференции, на которых докладывает о своих достижениях, Рыйвасу приходится выслушивать от министров и неудовлетворительные оценки. Как стало известно Postimees, министры, недовольные стилем руководства Рыйваса, неспособного принимать решения, даже объявляли ему бойкот и не отвечали на его телефонные звонки.

Пристрастие премьер-министра к длительным зарубежным поездкам тоже вызывает недовольство министров. Конечно, бывают встречи, которые глава правительства отложить не может, но слишком часто он отправляется в вояжи в четверг, когда проходят заседания правительства.

Правительство, как заметил один из его членов, часто выносит на обсуждение вопросы, которые следовало бы обсуждать не всем 15 членам правительства, а тем министрам, которых они касаются. Во всяком случае, это было бы результативнее. Рыйвас крайне редко или вообще не использует возможность обсудить и принять принципиальное политическое решение с тремя министрами – лидерами партий.

Члены кабинета министров с иронией говорят о том, что для премьера большое значение имеет то, под какими заголовками выйдут газеты на следующий день после принятия решения.

Оппозиции положено высказывать критику – легко указывать пальцем, находясь в «зоне комфорта», тем не менее в этом году ее замечания неоднократно были оправданы. Как заметила председатель фракции Центристской партии в парламенте Кадри Симсон, солнце успевает зайти до того, как правительство примет решение.

«Это становится уже знаковым явлением, свидетельствующим о том, что эстонское правительство не в состоянии принимать решения», – считает она.

Наибольшее недовольство Симсон вызывает бездеятельность правительства по оживлению экономики.

«Последние четыре года мы видим, как Министерство финансов корректирует во время бюджетного года показатели экономического роста в сторону снижения, обещая при этом, что в следующем году экономика начнет расти, – сказала Симсон. – На деле приходится признать, что для роста экономики ничего не было сделано в 2013, 2014, 2015, да и в 2016 году – экономика в застое. Систематически не оправдываются прогнозы насчет ее роста. В этом году главную причину усмотрели в том, что снижаются инвестиции».

Реформа буксует

Симсон напомнила, как в прошлогодней речи по случаю годовщины ЭР президент Тоомас Хендрик Ильвес призывал отказаться от прежних догм.

«Одна из таких догм – налоговая система Эстонии, не привлекающая инвестиции по сравнению с Латвией и Литвой, – считает она. – При этом иностранный капитал можно выводить из Эстонии без уплаты налога».

Озабоченность и оппозиционных, и правящих партий вызывает административная реформа. «Весной были приняты законопроекты, касающиеся слияния самоуправлений. Правительство обещало, что во II квартале дойдет речь и до законопроектов, касающихся сути административной реформы. Заканчивается III квартал, а эти законопроекты все еще не проработаны», – отметила Симсон.

Об этом говорил и председатель Свободной партии Андрес Херкель, подчеркнув, что не только административная реформа топчется на месте – экономика тоже перестала расти (прогноз на этот год снизили с 2,6 до 1,3 процента).

«Зато продолжают выдавать на-гора ни к чему не обязывающие документы. Минис­терство юстиции, например, подготовило «Анализ политической системы», в котором поднимается ряд проблем, но ни один законопроект, касающийся, так сказать, пакета демократии, инициировать не собираются, – сказал Херкель. – Еще более впечатляет «Анализ стоящих перед государством задач» (700-страничный – прим. ред.), из которого трудно выделить программу действий».

Как отметила Кадри Симсон, правительство не поддерживает и инициативы министров. «Например, предложение Осиновского об ужесточении алкогольной политики. Упорное нежелание Партии реформ снизить на полпроцента налог на медицинское страхование тоже не способствует тому, чтобы покрыть бюджетную дыру Больничной кассы, – считает она. – Можно заранее сказать, что в ближайшие месяцы мы увидим еще меньше содержательных законопроектов, ведь правительство готовится к председательству Эстонии в ЕС, и все внимание будет уделено этому».

«Правительство, планируя акцизы, допустило большую ошибку, в результате покупки теперь совершаются в Латвии, – заметил Херкель. – Низкая акцизная ставка на топ­ливное масло способствует мошенничеству с дизельным топливом. Принципиальные решения о финансирования так и не приняты в здравоохранении, сфере внутренней без­опасности».

комментарий

Райво Варе

эксперт в сфере транзита и экономики

Нельзя сказать, что ничего не делается. Министр соцзащиты Маргус Цахкна выступил с предложением о пенсионной реформе – это не только смелый, но и правильный шаг. Затишья нет, что-то происходит, но, на мой взгляд, это классическая подмена деятельности – все внимание на президентских выборах.

То, что мы потеряли транзит, не новость. Меняется модель, нравится нам это или нет. Для железной дороги все изменится кардинально. Тема транзита, конечно, болезненная. Мы в плену прежних успехов, поскольку в конце 1990-х и в начале 2000-х годов у нас все складывалось преотлично. Это время прошло. Но это не значит, что весь сектор исчезнет – он изменится, модели поменяются, доходность упадет, но это не конец. Железная дорога, действительно, оказалась абсолютно в новой ситуации.

Что касается Таллиннского порта, то в новой ситуации его положение может усилиться, т.к. он становится вспомогательным портом для грузов, которые не захочет обрабатывать петербургский порт. Если припрет, то мы окажемся незаменимы.

Впредь мы можем добиться успеха в нишах. Это значит, что мы должны находиться в режиме stand-by, не отказываться от железной дороги или терминалов, а поддерживать их в рабочем состоянии, чтобы в случае необходимости сразу же их задействовать.

Настал наш момент истины, и он продлится два-три года. Но ни правители, ни их подданные не демонстрируют готовность справиться с моментом истины. Самое время переосмыслить прежние успехи. В мире образовались новые блоки, изменилась вся система торговых отношений.

Кроме того, изменилась вся политика, связанная с нашим соседством с Россией, а также мировая политика. В международном разделении труда идут быстрые перемены. Европа теряет свои позиции в международном разделении труда, и мы, бездумно следуя за Европой, обречены на поражение. Нам необходимо новое дыхание в экономической политике.

Мне нравится, что премьер-министр созвал «клуб экспертов в области экономики». Эксперты высказали свою точку зрения еще в 2009 году, но тогда к ним не прислушались. Сейчас складывается впечатление, что что-то делается, в газетах мы читаем, что все хорошо, но есть ощущение, что мы отстаем. Показатели темпов роста экономики пугают. Мы уже не говорим о том, чтобы вырваться вперед, хорошо бы успеть за остальными.

В контексте президентских выборов следует сказать, что президент не может повлиять на эти процессы через власть, но он может повлиять через обсуждение, предлагая идеи, указывая на темы. В этом роль президента. И очень важно, готов ли к этому президент или нет.

Таави Рыйвас

премьер министр (Партия реформ)

Правительство поставило перед собой намного больше задач, чем многие прежние правительства, и за некоторыми исключе­ниями мы смогли к сроку выполнить все задачи. Кроме того, в последние недели были приняты решения, до которых руки не доходили последние десять лет, это и новая сис­тема платы за возобновляемую энергию, и реформа специальных пенсий. Конечно, из-за того, что нам придется раньше перенять председательство в ЕС, график принятия решений сдвинется, но я убежден, что и министерства, и министры справятся с нагрузкой.

Действительно, летом из-за отпусков министров во время кабинетных заседаний некоторые вопросы обсуждались в определенной очередности (обсуждение большинства пунктов предусматривает присутствие министра финансов), и, как премьер-министр, я выносил на обсуждение те вопросы, которые стояли в рабочем плане правительства или требовали, по мнению министров, срочного обсуждения. Инициативы, не предусмотренные коалиционным договором, правительство сознательно выносит на обсуждение во вторую очередь. В сентябре, после того, как будут обсуждены все вопросы, связанные с госбюжетом, тем для обсуждения станет меньше, и очередь существенно уменьшится.

Закон, касающийся сути административной реформы, был принят парламентом в конце весенней сессии. Этот закон определяет как задачи, суть реформы, так и детали ее осуществления. На состоявшемся 25 августа совещании мы договорились о задачах, которые дополнительно будут поставлены перед самоуправлениями (включая бюджетные средства), и во второй половине этого года правительство представит соответствующие законопроекты.

Бюро премьер-министра подводит итоги

• Важнейшие решения: государственная реформа, административная реформа, реформа трудоспособности, обустройство границы, расширение шоссе Таллинн-Тарту до четырех полос.

• По коалиционному договору правительство поставило 621 задачу-обещание; тогда как правительство, находившееся у власти в 2011-2014 годах, ставило перед собой 529 задач, а правительство, правившее в 2007-2011 годах, – 321 задачу.

• По состоянию на начало сентября из отмеченной в программе действий правительства 321 задачи было выполнено 252 (79 процентов).

• С апреля этого года и до настоящего времени правительство приняло 427 решений.

Комментарии (1)
Copy
Наверх