Тоомас Юргенстейн: «Ученик» заставляет задуматься и учителей, и политиков

Toomas Jürgenstein
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тоомас Юргенстейн.
Тоомас Юргенстейн. Фото: Valimised

Новый фильм Кирилла Серебренникова «Ученик», который еще можно увидеть на широких экранах Эстонии, вряд ли оставит равнодушными тех, кто хоть как-то связан с образованием. Фильм в целом - о религии и об отношениях в школе. Но история многослойна: сюжет основан на пьесе немецкого писателя Мариус фон Майенбурга «Мученик», но перенесен в русский контекст. Мне думается, что этот фильм представляет важные темы теологам, задает непростые вопросы политикам, указывает на острые углы педагогам и вызывает опасения у родителей.

Главный герой фильма – гимназист Вениамин, который однажды начинает жить по Библии. Но мир, который его окружает, совсем не похож на тот, о котором говорится в Священном писании: это уроки плавания и одноклассницы в бикини; это пашущая на нескольких работах мама; это учителя, застрявшие в прошлом; это тема эволюции на биологии и сексуальное воспитание, а также ищущий гомосексуального внимания одноклассник.

Теологи отлично знают, что такое религиозный фундаментализм. Это дословное понимание Библии без учета аллегорий, результатов историко-критических исследований и экзистенциональных трактовок. Такие явления, как Большой взрыв или эволюция, вполне укладываются в нашу картину миру, но категорически отрицаются фундаменталистами. Безусловно, никакой речи не может быть и о гомосексуальных отношениях. Попытки силой изменить радикально-религиозные взгляды, как правило, приводят к обратному результату: подвергшийся нападкам фундаменталист еще больше убеждается в своей правоте, а его черно-белый взгляд на мир становится еще более контрастным.

Изображенный в фильме индивидуальный религиозный фундаментализм Вениамина мне показался, пожалуй, единственным нереальным явлением. Обычно за религиозным радикализмом стоит управляемая и контролируемая община. Ее в фильме не было.

Политики, посмотрев этот фильм, могли бы задуматься о содержании школьного образования. Например, Библия – текст, оказавший огромное влияние на европейскую культуру и образование – должна, безусловно, найти место в школьной программе. Разумеется, Священное писание необходимо изучать в историческом контексте, с анализом его возникновения, с примерами разных трактовок. Школа должна всегда развиваться, но в то же время нельзя забывать о вечных ценностях и принципах. И, главное, необходимо разговаривать с учениками, давать им ответы на глобальные вопросы и учить их диалогу, а не сопротивлению. Конечно, непросто привлекать к диалогу радикалов: реакция Вениамина на тему урока о презервативах –  тому подтверждение.

Педагогу этот фильм расскажет о многоликости школьной жизни. Про то, как часто у учителей опускаются руки, так как непонятно, что делать. Про то, как часто учителя не знают к кому обратиться, поскольку в школах просто не хватает опорного персонала, будто то психолог или социальный работник.  В фильме учительница биологии Елена единственная понимает, что решить проблему Вениамина можно только в том случае, если сам глубоко изучишь религиозные темы. Но она не успевает достучаться до ученика, так как ее осуждает педсовет.

Но можно предположить, что если бы обстоятельства сложились бы более удачно, то у Елены все равно не хватило бы времени понять суть проблемы Вениамина: проблемы веры не решаются так быстро.  Стоит хотя бы вспомнить взаимные анафемы православной и католической церквей, которые существовали более 900 лет, пока не пришли к выводу, что прежние отношения можно и пересмотреть. Точно так же и внутри человека переосмысление религии не происходит быстро.

Как отец я знаю, что религиозный радикализм может настигнуть каждого. Поэтому важно объяснить своему ребенку то, что какими бы странными ни были убеждения его одноклассника, он тоже человек, к которому нужно относиться по главному и универсальному религиозному принципу: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Комментарии
Copy
Наверх