Дешевая свобода на строительном рынке

, Магистр ТТУ
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иво Кянд
Иво Кянд Фото: Pm

В последние годы эстонский строительный рынок вел себя, как во время масленичного катания с горы: вниз летим на санках с ветерком, а потом опять карабкаемся наверх.

В действительности падающий рынок должен быть сладкой добычей для строителей: цены на строительство падают вместе с ним. Претендующие на госзаказ строительные фирмы высчитывают себестоимость, вкладывают в нее коэффициент падения рынка и каким-то абсурдным образом ухитряются сделать предложение еще на пару десятков процентов дешевле. В то же время рынок летит под гору все быстрее. И в конце концов мелкие субподрядчики совсем уж невероятным образом ухитряются извлекать из заказа небольшую прибыль, поскольку в целях захвата рынка нужно давить конкурентов все более и более низкими ценами.

К началу 2010 года цены на строительство упали на 10% по сравнению с 2009 годом. В июне прошлого года этот разрыв составлял уже только 2,4%. А строительные фирмы, делая предложения для госзаказа, рассчитывали на то, что спад будет продолжаться.

В течение двух лет цены были примерно на 30 процентов ниже себестоимости, что позволяло обеспечить хоть какой-то приток денег на фоне кризиса. Проект заканчивался, а фирма все равно оставалась в плюсе – настолько быстрым было падение. Госзаказы получали на 30-50% дешевле, хотя это с трудом укладывается в прагматичном крестьянском уме нашего соотечественника…

В прибыли оставались крупные фирмы, которые сбивали цены субподрядчикам или вовсе не платили. Последние, в свою очередь, не платили рабочим приличную зарплату или передавали ее в конверте – на честный бизнес денег уже не хватало. Многие субподрядчики разорились.

В результате сегодня в Эстонии трудно найти квалифицированных строителей, поскольку в Финляндии на строительном рынке наблюдается своего рода бум. Наши рабочие руки нашли применение там, их обладатели предпочли жизнь на чужбине пособию безработного на родине. Госзаказы трещат по швам, поскольку дно кризиса давно достигнуто, а их условия ориентированы на продолжающееся падение. Строительные фирмы же, напротив, стремятся вверх, поскольку старые запасы тех, кто сумел удержаться на рынке, уже потрачены.

Успешность госзаказа зависит от того, насколько ясно и четко обрисованы технические требования к подрядчику. Если впоследствии появляются объективные обстоятельства, которые было невозможно предусмотреть во время заключения договора о подряде, Закон о госзаказе позволяет менять условия договора. Изменение цен – это важное, но, как правило, запрещенное изменение. Если стороны хотят провести новые переговоры по важным пунктам договора, нужно проводить новый конкурс, а изменение условий договора неоправданно. Налоговую дисциплину строительных фирм нельзя регулировать при помощи Закона о госзаказе, поскольку строительный договор относится к сфере обязательственного права.

Выход был бы в том, чтобы автоматически отсекать самое дорогое и самое дешевое предложение. Тогда нереальные проекты не становились бы победителями конкурсов. Глядя со стороны, кажется, что госзаказ по-прежнему оставляет строителям мало пространства для переговоров, хотя все важные детали невозможно предусмотреть в проекте. Особенно это касается реставрации старых домов. Заранее заключенный договор предусматривает, что всю дополнительную работу выполняет строитель за свой счет. Поэтому зачастую строится дорогой фундамент, после чего подрядчик перекладывает ответственность на субподрядчика и совершенно законно делает ноги. Те же подрядчики вновь выходят на сцену во время следующего конкурса. Государство должно законодательно пресечь такое поведение.

До сих пор важнейшим критерием госзаказа была цена. Закон о строительстве предусматривает гарантию на строительные работы сроком на два года. Этого мало – нужно лет 10-15.

Имидж эстонских строительных фирм в целом попал под давление. Это мешает отделить честных предпринимателей от сторонников жульнической конкуренции. Теперь в расчет берется осведомленность заказчика. На собственном примере могу сказать, что сегодня я с сыновьями вынужден перестраивать и утеплять дом, ликвидируя брак строителя.

Теперь советую всем: если собственного опыта не хватает, нужно привлекать специалиста по надзору за строительством, а при самом строительстве сравнивать три-четыре предложения. Дешево хорошо не бывает. Нужно учитывать, что хорошие строители уехали из Эстонии. Теперь мы должны строить сами или ликвидировать чужие ошибки. Завтра профессиональные строители вернутся, и малый строительный бизнес перестанут топить. Я за это ручаюсь.

Комментарии
Copy
Наверх