Михаил Стальнухин: коалиция центристов и реформистов - идеальна

Елена Поверина
, toimetaja-saatejuht
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

«Надеюсь, что нынешняя коалиция прекратит свое существование в разумные сроки», - отметил в прямом эфире в студии Postimees центрист Михаил Стальнухин.

Разногласия в рядах реформистов и центристов не утихают. Кресло премьера шатается. Можно ли ожидать перестановок в правительстве? При каких обстоятельствах развал коалиции может произойти?

Во вторник, 18 октября, в студию Postimees были приглашены члены парламента Денис Бородич (Партия реформ) и Михаил Стальнухин (Центристская партия).

- Есть ли альтернативы действующему правительству? Какие варианты правящих союзов возможны? Сменится ли ситуация «все против центристов» на «все против реформистов»? Или центристы и реформисты найдут общий язык?

Денис Бородич: - Никогда ничего нельзя исключать. Ситуация «все против центристов» может измениться после внеочередного съезда, который пройдет 5 ноября. Почти все партии парламента обещали не сотрудничать с центристами, пока эту партию возглавляет Эдгар Сависаар. Сейчас реальный шанс стать председателем получил Юри Ратас, в его адрес никто таких острых заявлений не делал.

Михаил Стальнухин: - Увязывать всю политическую силу, получающую огромную поддержку на выборах, с одним именем – это неразумно. Я не стал бы заявлять, что идеальной коалиции не существует. Идеальной коалицией я всегда считал коалицию начала века, которую составляли центристы и реформисты с небольшим «довеском». Тогда за несколько лет были решены важнейшие с точки зрения русских проблемы: регистрация православной церкви МП, принятие прогрессивного Закона об основной школе и гимназии. И не наша вина, что последующие правительства пустили этот закон на дно.

В свое время реформисты очень прогрессивно относились к русскоязычному населению. Этот прогресс выражался в том, что они вообще его не трогали: отдавали этот электорат центристам или IRL, а сами занимались в основном экономикой. И это был идеальный вариант. А потом в течение ряда лет, особенно после "бронзовой ночи", где так отличился Ансип, реформисты решили, что это то поле, где можно повоевать за эстоноязычного избирателя. 

Надеюсь, что нынешняя коалиция прекратит свое существование в разумные сроки, поскольку сейчас нужно срочно принимать важные для Эстонии решения. Это будет зависеть от многих обстоятельств, но в наименьшей степени – от тех потрясений, которые в настоящее время испытывают разные партии, не только Центристская. 

Денис Бородич: - Не согласен с тем, что провал или раскол центристов – в интересах Партии реформ. Соглашусь с теми, кто иногда даже называет Эдгара Сависаара почетным председателем Партии реформ: именно благодаря ему реформисты очень много лет находятся у власти. Противостояние последних лет, деление на красных и белых привели к тому, что аргументы по существу остаются на втором плане. При новом председателе воздух в Центристской партии станет свежее и чище, пугать уже будет некем, и на первый план выйдут вопросы по существу. 

Таави Рыйвас, Михаил Стальнухин, Денис Бородич
Таави Рыйвас, Михаил Стальнухин, Денис Бородич Фото: Pm

- Далеко ли до раскола в Центристской партии?

Михаил Стальнухин: - В Центристской партии нет идеологических разногласий, мешают только личные проблемы и неспособность людей общаться друг с другом. Раскол означал бы только то, что ты передашь свой золотой фонд в виде избирателей другим партиям. Уже сейчас в парламенте сложилась такая ситуация, что если направо посмотришь – бывшие центристы сидят, налево посмотришь - тоже бывшие центристы вокруг. На ошибках учатся. Я принадлежу к тем политикам, которые сделают все для того, чтобы партия осталась единой и неделимой. Партия – это не частное предприятие, и а идеологически скованная группа. Если мы допустим ее развал, то предадим своих избирателей. Я за единство.  

- Насколько вероятно появление новой политической силы? Кто этой силой может стать?

Денис Бородич: - Это не более чем журналистская провокация. Партия – это не один Сийм Каллас, а минимум 500 человек. По некоторым прогнозам экспертов, на создание серьезной партии требуется порядка двух миллионов евро. Я не вижу ниши для подобной партии.

Михаил Стальнухин: - Это не более чем эмоциональное заявление, вызванное разочарованием в итогах выборов президента. Сийм Каллас – реалист, а два миллиона – очень серьезная сумма. Для сравнения: годовой бюджет Центристской партии составляет менее полутора миллиона. Если создавать партию с нуля, то добавятся и первичные инвестиции. А в итоге эти полтора-два миллиона вполне могут вылететь в трубу.

Смотрите полную версию дискуссии в записи! 

Кресло под премьером шатается, скамейка запасных невелика. Возможен ли в Эстонии беспартийный премьер?

Комментарии
Copy
Наверх