Дороже всего стоило бы выполнение обещаний Центристской партии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: графика: Маргит Рандмяэ

По расчетам Минфина, на выполнение обещаний Центристской партии уходило бы ежегод­но в среднем по 1,4–1,8 млрд евро, на выполнение обещаний «зеленых» — 1,47, а СДП — при­мерно миллиард евро в год.

Предвыборные обещания Партии реформ обошлись бы в среднем по 207–214 млн евро в год, а Союза Отечества и Res Publica (IRL) — 510–590 млн евро в год. Самые дешевые обещания у Народного союза — 184 млн евро в год.

Приведенные расчеты сделаны до 2015 года и показывают расходы в среднем в год. Эти суммы не включают инвестиции, европроекты и обещания, расходы на которые не скажутся на госбюджете, т.е. речь идет о неизбежных ежегодных вписанных в закон новых расходах.

Что особенно плохо, так это то, что связанные со многими обещаниями расходы будут быстро расти. Одно дело, что мы имеем на момент их предложения, и совсем другое, что произойдет в более отдаленной перспективе.

Например, предвыборное обещание Народного союза за четыре года увеличить среднюю пенсию по старос­ти до 415 евро стоило бы в год введения 55 млн евро, через год уже 105 млн евро, а в 2015 году 203 млн евро.

Обещание Центристской партии изменить пенсионные коэффициенты на следующий год означало бы увеличение расходов «только» на 22 млн евро, но быстро выросло бы до 300 млн евро и теоретически росло бы до бесконечности.

Если бы сейчас действовала, например, предлагаемая Центристской партией система, то ежегодно пришлось бы дополнительно выплачивать в виде пенсий 900 млн евро.

Обычные приемы
Именно игнорирование возможных побочных негативных влияний в длительной перспективе, наряду с ошибками в расчетах, является самым обычным приемом, при помощи которого партии представляют расходы на выполнение своих обещаний в меньших объемах, чем потребуется денег на самом деле.

Так, министр финансов Юрген Лиги, говоря о стоимости партийных обещаний, обращает внимание на тот нюанс, что в ближайшие годы экономика Эстонии, согласно прогнозам, должна расти на 4-5% в год.

«Но если партийные программы не вписываются в рамки бюджета даже в хорошие с точки зрения экономического роста годы, превышая возможности бюджета на сотни миллионов и даже миллиардов евро, то о чем тут вообще говорить», — заметил он.

Разумеется, необходимо исходить из того, что расчеты Минфина выполнены, исходя из предпосылки, «что было бы, если», т.е. если все эти обещания были бы реализованы после выборов уже в 2012 году.

На самом деле, конечно, такое невозможно. Даже если бы одна партия сумела получить в Рийгикогу абсолютное большинство, то чис­то технически из-за дефицита времени не удалось бы подготовить и провести через парламент все необходимые поправки к законами и новые законы.

Во-вторых, многие обещания сформулированы нечетко, оставляя простор для толкований. Например, Минфин учел в качестве обещания IRL снижение акциза на электричество, чего в их программе нет.

Или, например, самое дорогое обещание — предложенная «зелеными» зарплата гражданина. Согласно расчетам министерства, она обошлась бы в 1,28 млрд евро, хотя «зеленые» считают, что хватит 600 млн евро.

Кроме того, министерство исходило из того, что зарплату гражданина будут платить всем, хотя сами Зеленые Эстонии оставили этот вопрос открытым.

«В фундаментальном плане это неправильный подход в принципе — возьмем у всех и вернем всем назад», — прокомментировал Лиги.

Разные толкования
Партии рьяно взялись оспаривать расчеты Минфина. Центристская партия считает, что расходы на реа­лизацию их главных обещаний составят 222 млн евро в год (по расчетам министерства 1,8 млрд евро).

Член правления партии Юри Ратас уточнил, что названная ими сумма расходов включала не все, а только самые главные обещания.

Свои расчеты и у социал-демократов, которые считают, что цена их обещаний составляет 498 млн дополнительных евро в год.

Не согласен с калькуляцией министерства и Март Лаар, который сам составил табличку стоимости расходов на партийные обещания: IRL — 65 млн евро, Партия реформ — 70 млн евро (+ инвестиции), соцдемы — 500 млн евро, Цент­ристская партия — 500–600 млн евро в год.

Комментарии

Юрген Лиги,
министр финансов, Партия реформ 

Мы уже четвертый год живем в долг, имея дефицитный бюджет. В это время партии выдают обещания, за ними в основном стоят старые, уже списанные идеи, реализация которых никогда не вписывается в возможности госбюджета.

Поначалу они представляют эти расходы меньшими, чем они есть на самом деле, забывая о том, что со временем они начнут расти. Даже расчеты Минфина не до конца отражают окончательную стоимость партийных обещаний, она может оказаться еще выше.

Сначала выдается какая-то структурная чушь, говорят, что это недорого, хотя на самом деле не помешало бы посмотреть, а что будет, например, через пять лет.

Наше основное внимание было уделено как раз тем обещаниям, которые повышают жесткость бюджета, создают неотвратимые долгосрочные расходы. Инвестиции тут не очень существенны, они, как правило, конкурируют между собой — если инвестируем в одно, то другое откладываем. За этим стоят решения ЕС, они не раздуют бюджет.

Предложенные центристами цифры я даже не беру в голову, как и то, как соцдемы выдают старые идеи за новые предложения. Но больше всего я разочарован тем, как раздает обещания IRL.

Эйки Нестор,
Социал-демократическая партия

Наши расчеты показывают, что выполнение наших основных обещаний потребовало бы дополнительно 498 млн евро в год. Разница с предложенным Минфином миллиардом евро, естественно, заметна.  

Хочу обратить внимание на то, что инвестируют не только в бетон, но и в людей. Так, часть расходов можно покрыть эмиссией государственных долговых бумаг, что вдобавок к выше приведенному дало бы 498 млн.

Так, например, пенсионную реформу можно было бы рассматривать как инвес­тицию в людей, и покрыть ее расходы долговыми обязательствами. 

Maрт Лаар,
Союз Отечества и Res Publica

Основными обещаниями IRL являются: материнские пенсии (19 млн евро) и бесплатное высшее образование (40 млн евро). Если развитие экономики позволит, то мы реализуем и другие предложенные нами идеи.

Перед тем, как опубликовать свои расчеты возможных расходов на предвыборные обещания, Минфин мог бы предварительно обсудить их с партиями. Так, например, Минфин назвал предложением IRL обещание снизить акцизы на электроэнергию, чего в нашей программе нет.

Также он вдвое завысил необходимый для введения бесплатного высшего образования ресурс, поставив этим под сомнение расчеты Министерства образования и науки.
Беглая оценка показывает, что расходы на наши основные обещания были завышены Министерством финансов как минимум на 190 млн евро. 

Комментарии
Copy
Наверх